Подборка материаловПонедельник, 07.07.2025, 08:57

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта

Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 23 » Скачать Живопись мадхубани. Гордейчук, София Тарасовна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: Jordon
Пароль: Jordon
Скачать файл.
18:58
Скачать Живопись мадхубани. Гордейчук, София Тарасовна бесплатно

Живопись мадхубани

Диссертация

Автор: Гордейчук, София Тарасовна

Название: Живопись мадхубани

Справка: Гордейчук, София Тарасовна. Живопись мадхубани : диссертация кандидата искусствоведения : 17.00.04 Москва, 2004 171 c. : 61 04-17/115

Объем: 171 стр.

Информация: Москва, 2004


Содержание:

Введение
Глава
I Митхила: прошлое и настоящее §
1 Княжество Митхила: историко-культурный обзор §
2 Деревня: сельская община, касты, календарные обряды и праздники §
3 Мир митхильской женщины: дом и художественное творчество
Глава
II Иконография живописи мадхубани §
1 Пантеон митхильских богов
1 Брахма
2 Шива
3 Вишну
4 Женские божества §
2 Символика свадебных ритуалов и росписей Кохбар синтетический образ
Глава
III Особенности стиля росписей мадхубани §
1 Классификация росписей, созданных на бумаге §
2 Пространство и время в живописи мадхубани §
3 Изображение человека в живописи мадхубани §
4 Канон и вариативность Заключение Литература Приложения:
I Аннотрфованный список иллюстраций II Кастовый состав Митхилы Выдержки из отчета о полевых антропологических исследованиях, проведенных в г Карелии БХейнз в Митхиле (штат Бихар) III Митхильские календарные праздники IV Альбом иллюстраций (отдельный том) 14i

Введение:

Большинство исследователей сходятся на том, что это древняя традиция сохранилась благодаря немногочисленным мастерам. В 1934 году на севере индийского штата Бихаре, на границе с Непалом, произошло землетрясение, которое разрушило деревенские глинобитные дома; и оказалось, что стены и полы этих скромных жилищ покрыты выразительными символическими росписями. Т. 2; Украинское народное искусство. Ковроделие, ткачество, вышивка, роспись, гончарные изделия, М.-Л., 1938; Чураков Древнерусские стенописные орнаменты.// Декоративное искусство, М., 1958, Н 12, с.38-42; Шарко А. Малороссийское жилище, М., е 1901; Шероцкий К. Очерки по истории декоративного искусства Украины. Т.1 Художественное убранство дома в прошлом и настоящем, Киев, 1914; Щепотьэва М. Розписи хат в с.Ходоровцях на Камянечин!, Киев, 1928; Юрченко П.Г. Народное жилище Украины, М., 1941 На Украине в Киеве, в Государственном музее украинского народного декоративного искусства находится большая коллекция работ украинских народных художниц, в том числе и Марии Приймаченко, которая родилась в 1908 году в с. Болотня на Киевщине. Ее работы экспонировались во многих странах мира, а ее имя включено во «Всемирную энциклопедию наивного искусства», изданную в Будапеште. Подробнее см.: Мария Приймаченко. Альбом. Киев, 1989. Митхила страна древних митхилов, защищенная с севера Гималаями, а на востоке, юге и западе реками Коши (Каушики) Ганг и Гандаки соответственно, занимала около 20 000 квадратных миль современного индийского штата BPixap (дистрикты: Мадхубани, Дарбханга, Самастипур, Вайшали, Музафарпур, Чампарак, Монгхур, Сахарса, Пурни) и примерно 10 000 квадратных миль в Непале (районы: Рохтара, Сарилахи, Мохитари, Саптари, Моранг). Сейчас это небольшой район Бихара, одного из наиболее густонаселенных штатов Индии. В среднем плотность населения на Бихарской равнине 447 чел. на 1 кв.км. Наиболее густо заселены четыре округа Патна, Саран, Музаффарпур, Дарбханга (605 635 чел. на 1 кв./км), причём доля городского населения в большинстве округов составляет не более 10%. (См.: Сингх Г. География Индии, М., 1980, с.443). В поздне-ведическую эпоху Митхила была частью королевства Видеха. Тирабхукти другое название Митхилы и более популярное в IV V вв. н.э. Но исторически, Митхила более употребляемое название этого региона, если говорить о культурных аспектах, а не политике-географических.Своеобразный уклад жизни позволял на протяжении времени скрывать от посторонних глаз это искусство, долгого образцы которого сейчас представлены во многих музеях мира и частных коллекциях*. В 1966 1967 гг. на Бихар обрушилось новое бедствие голод. Чтобы облегчить участь голодающих, Всеиндийский Совет по ремеслам, возглавляемый выдающимся деятелем индийской культуры Пупул Джаякар, снабдил митхилок бумагой и шелковой тканью (для написания картин), предоставил субсидии и обеспечил их работам рынок сбыта. Так живопись мадхубани начала обретать коммерческую основу. В определенном смысле она повлияла и на моду: многие женщины с удовольствием начали носить сари с росписями, митхильских аппликациями или вышивками, сюжетов; интерьеры многих сделанными морских на основе портов, железнодорожных вокзалов, отелей и даже поездов были украшены работами художниц. В 1970 году это искусство получило официальное признание, когда Премьер-министр Республики Индия Индира Ганди вручила государственные награды нескольким художницам: Джагдамбе Деви, Сите Деви, Махасундари Деви. Искусство мадхубани имеет очень древние корни. Мадхубани название более известное, но менее точное, ибо так называется только один из четырех районов той части штата Бихар, где распространено это искусство. Другое название этих росписей митхильская живопись или митхильские росписи происходит от Коллекции митхильского народного искусства (в том числе и росписи) хранятся в Индии: Чандрадхари музеум (г.Дарбханга, штат Бихар), Бихарский институт промышленного дизайна (г.Патна, штат Бихар), Музей ремесел (Нью-Дели), частная коллекция Упендры Маратхи; в музеях Европы, Америки и России (например, в индийском департаменте Британской библиотеки коллекция, собранная У.Г.Арчером и М.Арчер в 1930-40-е гг.; в Государственном Музее Востока коллекция В.И.Коровикова, собранная в 1980-е гг.). Выставки живописи мадхубани прошли в Париже в 1973 г. и 1975 г.наименованР1я государства, а затем княжества Митхила, которые существовали на этих землях (см. Главу I Этим видом творчества занимаются в основном женщины из каст брахманов и каястхов. Узоры мадхубани выделяются специфической композицией. Фигуры богов, людей или животных обычно помещаются в рамку, все пространство которой заполнено изображениями цветов, рыб, птиц, змей и символов планет. Традиция создания рисунков на стенах и полах домов, на ткани и бумаге существовала с древних времен и в других индийских штатах: Ориссе, Западной Бенгалии, Раджастхане, на юге и др. Но если в узорах альпона внутри помещения на полу) (создаваемых у входа в дом и найти много общего, то в можно живописи, отличия. создаваемой на ткани или бумаге, есть региональные В окрестностях храма Джаганнатха и в ближайших деревнях вокруг городов Пури и Ганджама (штат Орисса) сохранилась древняя традиция: изображение на пальмовых листьях или бумаге сюжетов на религиозные темы (появление живописи Пури относят к началу строительства храма, примерно к XII в. н.э.). Она сохранила черты буддийских фресок, найденных в орисских храмах. Основным же объектом для изображения был сам Джаганнатха, как один, так и в компании с братом Баларамои и сестрой Субхадрои. Другие сюжеты подсказывали эпос Рамаяна, Пураны, мифологические повествования о Кришне. Относительно редко иллюстрировались местные легенды и исторические события. (См.: Das J.Р. Puri paintings. New-Delhi, 1982; Krasa M. The folk paintings of Orissa.// New Orient, 1962, Ш 1, p.19) С древних времен и на территории Бенгалии (Х.Книжкова упоминает только некоторые места из огромного списка: Банкура, Б1фбхум, Бурдхван, Надиа, Хугли и Калькутта) жили художники, создававшие подобные картины, но более других славились мастера Калигхата района вокруг храма богини Кали, предместья Калькутты. Они называли себя читракарами или патуа. О первоначальной стадам развития этого искусства ничего неизвестно. Большинство существующих росписей относится к середине XIX началу XX вв. Любимыми сюжетами для художников из предместья Калигхат были изображения бенгальских женщин, индуистскрсс богов, сцен из эпических поэм, Пуран и Корана. Изображение человека или животного было достаточно крупным, и на одном листе помещали только одну фигуру. (См.: Knizkova Н. Bengali pictures of Kalighat style.// New Orient, 1967, 6, p.79-80).Одним из первых, кто по достоинству оценил и начал собирать живописные произведения и сведения о мадхубани, был английский ученый У.Д.Арчер. Он собрал то немногое, что было создано до 1934 г. на редкой для тех мест бумаге, а также сфотографировал росписи на стенах внутри домов. Теперь его коллекция хранится в Восточном отделе Британской библиотеки. Российские индологи-искусствоведы почти не обращались к этой тематике, за исключением Н.Р.Гусевой. В ее книге® одна из глав посвящена народной живописи, в том числе и митхильской, но в ней использован уже известный, хотя, возможно, и малодоступный на тот момент, англоязычный материал. В основном же проблемами истории и развития этого вида живописи занимались индийские и западноевропейские искусствоведы: первые работы появились почти сразу после того, как мир узнал об этих росписях. В 1949 г. У.Д.Арчер опубликовал Близкой к мадхубани ветвью художественно-ремесленного производства является изготовление свитков печваи в небольшом городке Натхдвар (штат Раджастхан). Эти росписи впервые появились в г. Матхура историческом центре кришнаизма. В XYII в., в период правления Аурангзеба, центральное изображение Кришны было перевезено в Натхдвар, к северу от Удайпура, куда переселяются и мастера, изготавливающие печваи. (См.: Joshi О.Р. Painted Folklore and folklore Painters of India (a study with reference to Rajasthan). New Delhi, 1976) У.Д.Арчер 16 лет проработал в Indian Civil Service в Бихаре. В это время он несколько лет прожил среди санталов, одной из крупных племенных групп Бихара, а вернувшись в Англию, с 1949 г. возглавлял отдел индийского искусства в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. У.Д.Арчер автор монографий и каталогов по классическому и народному искусству Индии. Историография вопроса представлена в статье автора. См.: Гордейчук С Т Ритуальная живопись Северо-восточной Индии (мадхубани Бихара): история изучения и перспективы. Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Научноинформационный сборник РГБ. Вып. 3. Москва, 2002, с. 63-79. Гусева Н.Р. Художественные ремесла Р1ндии. М., 1982.статью в специальном журнале «Marg». В относительно небольшой статье исследователь обрисовал основной круг проблем и вопросов, которые позже разрабатывали наметил родилось черты это его последователи и коллеги. Он в которой и социально-исторической искусство (роль женщин обстановки, из каст брахманов каястхов; факторы, повлР1Явшие на сохранение традиционных форм и образов; функциональное назначение росписей); описал технику художниц и материалы, которыми они пользовались;
Просмотров: 136 | Добавил: Jordon38 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск

Календарь
«  Октябрь 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz