Подборка материаловПонедельник, 07.07.2025, 02:07

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта

Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 23 » Скачать Управление деятельностью телекоммуникационных компаний России: социологический анализ. Сластихин, Олег Владиславович бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: Jordon
Пароль: Jordon
Скачать файл.
18:53
Скачать Управление деятельностью телекоммуникационных компаний России: социологический анализ. Сластихин, Олег Владиславович бесплатно

Управление деятельностью телекоммуникационных компаний России: социологический анализ

Диссертация

Автор: Сластихин, Олег Владиславович

Название: Управление деятельностью телекоммуникационных компаний России: социологический анализ

Справка: Сластихин, Олег Владиславович. Управление деятельностью телекоммуникационных компаний России: социологический анализ : диссертация кандидата социологических наук : 22.00.08 Москва, 2004 142 c. : 61 05-22/145

Объем: 142 стр.

Информация: Москва, 2004


Содержание:

ГЛАВА
I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ
11 Гуманизация управления и организации в концепциях информацион
12 Управление деятельностью телекоммуникационных компаний как
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРТТТРНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ В СОВРЕМЕЬШОЙ РОССИИ
21 Российская отрасль телекоммуникаций: уровень развития и особенно
22,Социальные проблемы и перспективы развития телекоммуникацион

Введение:

Актуальность исследования. Общемировые процессы информатизации и глобализации совпали с процессами существенных трансформаций в российском обществе. Это способствовало усилению сложности и противоречивости преобразований, привело к неоднозначным социальным результатам. Информатизация в условиях экономических реформ, осуществляемых в России, привела к ее существенному информационному отставанию в мировом масштабе, обострению информационного разрыва, как между регионами, так и социальными группами. Конституированные права и свободы граждан, в том числе право на информацию, не получили своей достаточной реализации вследствие существенного социально-экономического расслоения общества и других сложных процессов. Глобализация показала в целом низкую конкурентоспособность российской экономики в структуре международного разделения труда.Высокая степень развития информационно-телекоммуникационных структур является в настоящее время основой экономической и политической конкурентоспособности страны и одним из показателей ее позитивного развития. Это требует расширения телекоммуникационных сетей и их интеграции в глобальную инфраструктуру, что должно способствовать экономическому и социальному прогрессу, решению проблемы занятости, расширению сферы социальных услуг и др. Информационнотелекоммуникационная инфраструктура представляет собой комплекс, органично объединяющий современные информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии, а также регулирующие их системы и средства, предназначенные для предоставления организациям и гражданам информационных и коммуникационных продуктов и услуг. Одним из важных ее элементов являются телекоммуникации (электросвязь), которые служат для передачи сообщений любого рода посредством электромагнитных систем (проводных, оптических и радио).Развитие и модернизация сети телекоммуникаций не только поднимет Россию на кардинально новый уровень информатизации, но также будет способствовать решению большого числа внутрироссийских проблем. Помимо очевидных экономических и социальных эффектов - увеличения налоговых поступлений за счет повышения прибыли компаний связи, активизации социальных взаимодействий, расширения возможностей в получении информации, снижения безработицы и т.д. - эти процессы окажут существенное влияние на уменьшение «утечки умов» и миграции населения в крупные города. Работать в организации в любой точке мира, находясь в России, - одна из возможностей граждан, реализуемых при помощи современных телекоммуникационных сетей.Однако реальное развитие телекоммуникационной отрасли в России в настоящее время содержит немало проблем. По данным официальной статистики,' с одной стороны, уровень общего развития телекоммуникаций отвечает основным критериям информационно-развитой страны, а именно: телефонная плотность составляет 23,8 ед. на 100 чел., число абонентских терминалов сотовой электросвязи увеличилось с 1370, 6 тыс. в 1999 году до 17608,8 тыс. в 2002 году, число абонентских установок службы передачи данных и телематических служб в 2002 году удвоилось в сравнении с 2001 годом и т.д. Наблюдается планомерный прирост абонентов, увеличение прибыли, совершенствуется нормативно-правовая база деятельности компаний связи и т.д. С другой стороны, количество квартирных телефонов в городе и на селе равнялось в 2002 году соответственно 230, 1 и 91,0 на 1000 жителей, доходы от услуг связи населению в Москве более чем в четыре раза превысили среднероссийский показатель, число очередников на установку телефона составило 5,4 млн. человек и т.д. Это ограничивает возможность реализации конституционного права многих российских граждан на получение и передачу информации. Следует добавить, что экономическая эффективность общемировой связи в три раза превосходит российскую, ' Статистика связи. - М., 2003. - С . 360, 301; Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003: Стат.сб. - М., 2003. - 654,658,656, 652. процесс демонополизации отрасли проходит в неопределенных временных и нормативных рамках, тарифная политика противоречит рыночным отношениям вследствие практики перекрестного субсидирования и т.д. Разрешение этих противоречий невозможно без совершенствования организационноуправленческого воздействия на деятельность телекоммуникационных компаний.Исходя из вышеизложенного, актуальность данного исследования обусловливается: • возрастающей ролью телекоммуникационной отрасли в повышении конкурентоспособности страны в условиях глобализации и информатизации, в решении социальных проблем; • потребностью научного обоснования и изучения социальных аспектов управления деятельностью телекоммуникационных компаний; • необходимостью выработки научных рекомендаций по совершенствованию управления деятельностью компаний электросвязи в целях расширения сферы социально значимых услуг.Степень научной разработанности проблемы. Социологический анализ управления деятельностью телекоммуникационных компаний в научной литературе пока еще не получил должного освещения. Поэтому изучение данной проблематики потребовало обращения к источникам, раскрывающим различные стороны функционирования, управления и организации другого рода объектов, в том числе источникам, отражающим общие вопросы и различные аспекты информатизации общества.Тенденции и закономерности информатизации общества, особенности становления и развития постиндустриального и информационного общества, информационно-коммуникационных процессов, а также экономические, социальные, политические и иные факторы и последствия этих процессов исследованы в работах зарубежных авторов: Д. Белла, М. Кастельса, Й. Масуды, д. Несбита, Э. Тоффлера и др.' и отечественных ученых Р.Ф. Абдеева, Л.А. Василенко, И.С. Мелюхина, И.В. Соколовой, Б.А. Суслакова, А.Д. Урсула, И.А. Федякина и др.^ Вопросы повышения производительности труда, рациональной организации производства, общие и частные принципы управления на предприятиях и другие аспекты их деятельности в условиях рынка разработаны классиками теории управления А. Файолем, Г. Эмерсоном, Ф. Тэйлором, Г. Фордом.^ Проблемы управления социотехническими системами, а также принципы, формы и методы управленческого воздействия на различные сферы общества анализируются в трудах Ю.Н. Аксененко, М.Е. Бобосова, В.П. Васильева, Б.З. Мильнера, Л.И. Евенко, В.И. Жукова, Г.И. Осадчей, B.C. Рапопорта, О. В. Ромашова, В.А. Соснина, А.Г. Теслинова, М.В. Удальцовой, О.А. У ржа, Э.Н. Фетисова, В.Н. Шевелева и др.'* Виды управленческой деятельности, их особенности и прикладные аспекты, изменения в управлении, вызванные научно-техническим прогрессом исследованы в работах как зарубежных ученых М. Мескона, М. Альберта, Ф. Фролова, СВ. Рогожина, Т.В. Рогожиной, З.П. Румянцевой, Э.А. Смирнова, В.Л. Спивака и др.^ Методология, стратегия, организация, методика сбора и анализа социологической информации освещены в трудах Л.Я. Аверьянова, В.Г. Гречихина, В.Н. Ковалева, Е.П. Тавокина, Г.Г. Татаровой, Ю.Н. Толстовой, В.А. Ядова и др.Ю.М. Батурина, В.О. Тихвинского, В.П. Тихомирова, А.В. Хорошилова, Н. Шевердяева и др.^ В диссертационных исследованиях А.О. Абашева, Ж.А. Денисовой, И.Е. Коваленко, СВ. Рабовского, А.В. Рунова, Е.А. Чечельницкого^ нашли отражение социальные, организационные, экономические и др. аспекты развития телекоммуникационной сферы.Несмотря на высокую научную значимость упомянутых источников, в них недостаточно внимания уделено социальным проблемам управления конкретными видами социальной деятельности, что представляется важным для социологии управления. С этой точки зрения тема исследования представляется актуальной в теоретическом и прикладном аспектах.Цель исследования - выявить особенности управления деятельностью телекоммуникационных компаний в направлении повышения эффективности их работы в единстве с решением социальных проблем российского общества.Задачи исследования: - выявить особенности социально-управленческих отношений в условиях информатизации современного обш;ества; - обосновать теоретико-методологические основы социологического анализа управления деятельностью телекоммуникационных компаний; 'Современные телекоммуникации. Технологии и экономика / Под общей редакцией А. Довгова. - М., 2003; Телекоммуникации и право: вопросы стратегии / Под ред. Ю.М.Батурина.— М., 2000; Муссель К.М. Объект исследования - деятельность телекоммуникационных компаний как организационных единиц информационнотелекоммуникационной инфраструктуры российского общества в условиях глобализации и информатизации.Предмет исследования - управление деятельностью телекоммуникационных компаний в России.Теоретическую и методологическую базу исследования составили положения, концепции, выводы и прогнозы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых по проблемам информатизации общества, информационно-коммуникационных процессов, социального управления, социологии управления и организаций, социологии информатизации, социальной информатики и др. Исследование осуществлялось на основе принципов системности, сравнительного и структурно-функционального анализа, применения теоретических и прикладных социологических методов исследования.Эмпирической базой исследования являются законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие процесс информатизации российского общества в целом, управление отраслью «Связь», а также предпринимательство в сфере телекоммуникаций, данные официальной статистики; материалы социологических исследований, международные и российские ресурсы глобальной сети Интернет.Эмпирическая база исследования включает также результаты экспертных опросов, проведенных лично автором: • телефонный экспресс-опрос организаций г. Москвы. Опрошено 204 человека по случайной выборке, из них в крупных организациях - инженеры и ответственные за работу сети электросвязи, в малых - руководители (ноябрь-декабрь 2003 года); • экспертный опрос служащих телекоммуникационных компаний, непосредственно занятых предоставлением услуг связи. Опрошено 147 человек по случайной выборке, среди которых - руководители высшего и среднего звена, менеджеры по предоставлению услуг и обслуживанию клиентов, инженеры, технический и обслуживающий персонал (февраль-март 2004 года).Основные положения, выносимые на защиту: 1. Адаптация деятельности российских инфотелекоммуникационных структур к условиям рынка и их технико-технологическая модернизация могут стать факторами повышения конкурентоспособности страны, ускорения темпов социально-экономического развития, снижения уровня информационного разрыва, решения социальных проблем и т.д. в условиях мировых процессов глобализации и информатизации.2. Основополагающим условием эффективности функционирования системы инфотелекоммуникаций, в том числе ее структурного элемента электросвязи, является пересмотр принципов, методов и стиля управления с целью стимулирования предпринимательской деятельности в отрасли и удовлетворения потребностей всех социальных групп в услугах связи.3. Несмотря на известную стабилизацию в отрасли, телекоммуникационные компании сталкиваются с проблемами организационноуправленческого характера, такими как несовершенство законодательного, налогового регулирования и тарифной политики; монополизм некоторых направлений деятельности, отсутствие возможностей для внедрения новых технологий и продукции и т.д.4. Обеспеченность граждан России телекоммуникационными услугами крайне неравномерна по социально-региональным критериям, что способствует усилению информационного неравенства, ограничению права ряда категорий граждан на информацию, и препятствует развитию интеллектуального, образовательного и трудового потенциала страны, является тормозом ее прогрессивного роста, 5. Совершенствование организации и управления деятельностью телекоммуникационных компаний следует осуществлять в следующих направлениях: ускорение демонополизации отрасли с последующим изменением принципов регулирования, усиление контроля за соблюдением национальной информационной безопасности, облегчение процедуры получения кредитов для компаний, занимающихся развитием инфраструктуры связи, пересмотр предоставления услуг связи для льготных групп населения, расширение сферы социально значимых услуг и др.Научная новизна исследования и результатов, полученных лично автором: 1. В концепциях информатизации общества выявлены предпосылки гуманизации социальных и управленческих отношений, которые выражаются в том, что под влиянием информатизации и развития сетевых горизонтальных связей могут повышаться роль и статус индивидов и групп, а также происходить самоорганизация социальных субъектов и формирование системы сетевого управления как организационной демократии и нового вида социального управления, что приведет к изменению организационных основ, принципов и методов управления социальными процессами.2. Выявлена специфика социологического подхода к изучению управления деятельностью телекоммуникационных компаний, которая заключается в том, что эта деятельности рассматривается с учетом ее места и роли в обществе и в широком социальном контексте; управление телекоммуникационными компаниями понимается, как социальная деятельность, призванная согласовывать интересы субъектов телекоммуникационной сферы в процессе их прямого и опосредованного взаимодействия; управление как процесс организации деятельности телекоммуникационных компаний предполагает, что воздействие субъектов управления на объект управления представляет собой совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение максимального экономического, технологического и социального эффекта.3. Показано, что главным фактором неудовлетворительного обеспечения населения России телекоммуникационными технологиями является отсутствие в стратегии информатизации общества четко поставленной социальной цели - обеспечения высоких стандартов доступа возможно большего числа граждан к телекоммуникационным технологиям, что обеспечит им доступ к национальным и мировым информационным ресурсам, позволит решить целый комплекс вопросов, связанных со здоровьем, образованием, трудоустройством и т.д.4. Установлено, что, несмотря на определенные позитивные результаты рыночных преобразований в телекоммуникационной отрасли, таких как рост количества компаний и пользователей сотовой связью и Интернетом и т.д., решение социальных проблем в телекоммуникационной сфере остается неудовлетворительным, что выражается в неравномерном региональном развитии отрасли, преобладании коммерческих интересов компаний над интересами потребителей, ограниченности пакета универсальных услуг, отсутствии комплексного подхода к оказанию социально значимых услуг и т.д.5. Определено, что факторами, препятствующими эффективному развитию телекоммуникационных компаний, в российском обществе являются: низкие доходы населения, организаций и предприятий, жесткий государственный контроль, чиновничий протекционизм к избранным операторам, жесткое государственное регулирование и утверждение тарифов на услуги связи, перекрестное субсидирование, несовершенство механизмов лицензирования, введения и финансирования универсальных услуг и т.д. Выявлены проблемы телекоммуникационной деятельности: высокая конкуренция, монополизм, недостаток собственных финансовых средств для развития, низкая платежеспособность населения, высокие ставки арендной платы, высокая налоговая нагрузка, нестабильность налогового законодательства.6. Обосновано, что для эффективного управления деятельностью телекоммуникационных компаний и отрасли в целом необходимо создание федерального регулирующего органа, включающего представителей государственной власти и руководителей частных компаний, избираемых в регионах, что могло бы позволить квалифицированным специалистам, заинтересованным в плодотворном развитии отрасли, оказывать влияние на процессы взаимодействия общества, государства и отрасли.Научно-практическая значимость диссертационной работы определяется тем, что полученные в диссертации результаты могут быть использованы при принятии управленческих решений по оптимизации процесса информатизации российского общества и совершенствования информационной политики государства, изучении взаимодействия представителей бизнеса и государства, организации деятельности телекоммуникационных компаний по расширению сферы социально значимых услуг.Материалы работы могут применяться также при чтении спецкурсов по социологии управления, экономической социологии, социальной информатике, при повышении квалификации руководителей и работников телекоммуникационной отрасли и государственных служащих.Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждены на совместных заседаниях кафедр социальной и педагогической информатики и прикладной социологии социологического факультета РГСУ, на X социологических чтениях МГСУ «Современная Россия в социальном измерении» (2003 г., г. Москва) и XI социологических чтениях МГСУ «Новый век России: стратегии социального развития» (2004 г., г.Москва), а также нашли отражение в публикациях автора.
Просмотров: 110 | Добавил: Jordon38 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск

Календарь
«  Октябрь 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz