Главная » 2013»Октябрь»24 » Скачать Существительные Nomina agentis в современном русском языке. Ахматьянова, Земфира Саитовна бесплатно
21:37
Скачать Существительные Nomina agentis в современном русском языке. Ахматьянова, Земфира Саитовна бесплатно
Существительные Nomina agentis в современном русском языке
Диссертация
Автор: Ахматьянова, Земфира Саитовна
Название: Существительные Nomina agentis в современном русском языке
Справка: Ахматьянова, Земфира Саитовна. Существительные Nomina agentis в современном русском языке : диссертация кандидата филологических наук : 10.02.01 Уфа, 2000 221 c. : 61 01-10/469-5
Объем: 221 стр.
Информация: Уфа, 2000
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИМЕНА ДЕЯТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ РУСИСТИКЕ
1 Из истории изучения имен деятеля
2 Человек в отношении к категории «деятельность»
3 Определение категории деятеля
ГЛАВА 2 КЛАССЫ ИМЕН ДЕЯТЕЛЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Ядро лексико-семантической группы имен деятеля
1 Имена деятеля в сфере добычи средств существования
2 Имена деятеля в сфере сельскохозяйственного производства
3 Имена деятеля в сфере кустарного производства
4 Имена деятеля в сфере промышленного производства
5 Имена деятеля в области искусства
6 Имена деятеля в области медицины
7 Имена деятеля в области религии
8 Имена деятеля в области общественного порядка и правопорядка
9 Имена деятеля со значением "Водитель транспортного средства"
10 Существительные, обозначающие лиц, занимающихся деструктивной деятельностью
11 Имена деятеля в области спорта
12 Имена деятеля в области речемыслительной деятельности
13 Имена деятеля в сфере товарюденежного обращения
14 Имена деятеля в сфере неквалифицированного физического труда
15Имена деятеля в военной и военизированной сфере
ГЛАВА 3 СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ИМЕН ДЕЯТЕЛЯ
Наименования лиц мужского пола
1 Наименования деятеля с формантом -щик-(-чик)
2Наименования деятеля с формантом -лыцик
3 Наименования деятеля с формантом -ист
4 Наименования деятеля с формантом -тель
5 Наименования деятеля с формантом -ник
6 Наименования деятеля с формантом -овщик
7 Наименования деятеля с формантом -тор-(атор-/-итор-)
8 Наименования деятеля с формантом -арь(-ярь)
9 Наименования деятеля с формантом -навт
10 Наименования деятеля с формантом -ёр
11 Наименования деятеля с формантом -олог
12 Наименования деятеля с формантом -ец
13 Наименования деятеля с формантом -ант- (-янт-/-инт-)
14 Наименования деятеля с формантом -онер- 115 Наименования лиц женского пола 11 б
15 Наименования деятеля с формантом -ка
16 Наименования деятеля с формантом -щица(-чица)
17 Наименования деятеля с формантом -ша
18 Наименования деятеля с формантом -ица (-ница)
19 Наименования деятеля с формантом -лыцица
20 Наименования деятеля с формантом -есса(-иса)
ГЛАВА 4 МОТИВАЦИОННЫЕ ТИПЫ АГЕНТИВНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (СЕМАНТИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ)
Особенности семантической мотивации имен деятеля
1 Nonina agentis, акцентирующие семантический компонент 'деятельность'
2 Nomina agentis с акцентированным компонентом 'объект'
3 Nomina agentis с акцентированным компонентом инструментальность'
4 Nomina agentis с акцентированным значением локативности
5Nomina agentis, акцентирующие дополнительные семантические компоненты
6 Nomina agentis с несколькими акцентными компонентами 155 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Введение:
Несмотря на заметный поворот современной лингвистики в русло антропологизма, системный подход к изучению тех или иных проблем лингвистики продолжает оставаться актуальным. Дело, по-видимому, в том, что язык представляет собой системно-структурное образование (Солнцев 1971; Куб-рякова 1981, Мельников 1972; Кузнецов 1983). Каждая система характеризуется не только наличием связей и отношений между образующими ее элементами, но и неразрывным единством с окружающей средой, во взаимодействии с которой система проявляет свою целостность. Иерархичность, много-уровневость, структурность - свойства не только строения системы, но и ее поведения: отдельные уровни системы обусловливают определенные аспекты ее поведения, а целостное функционирование оказывается результатом взаимодействия всех её сторон и уровней (Пятаева 1999). Следовательно, системный подход к изучению языковых явлений адекватен организации мира действительности и отражающего этот мир языка.
Системное описание лексического яруса представляет собой наибольшую трудность, что обусловлено, прежде всего, многообразием и сложностью взаимоотношений лексических единиц (Сорокин 1965; Денисов 1980; Караулов 1972; Филин 1982).
Одним из первых, кто обратил внимание на системные связи в лексике, был Н. В. Крушевский, сформулировавший в качестве основного принципа развития языка закон «соответствия мира слов миру мыслей» (Крушевский 1883; Потебня 1963; Покровский 1959).
Ни одно слово не стоит одиноко в сознании говорящего, - писал Ж. Вандриес, - мы всегда стремимся сгруппировать слова, открывать новые соединяющие их связи. Слова всегда ассоциируются с каким-либо гнездом через свою семантику. Слово, проходящее через наше сознание, находится в непрерывной связи со всей нашей интеллектуальной и эмоциональной жизнью (Вандриес 1937).
Язык тесно связан с жизнью общества. В нем находят отражение различные стороны деятельности человека, предметы и их свойства, отношения между предметами и явлениями внешнего мира, а также отношения, которые устанавливаются между человеком и миром действительности в процессе трудовой целенаправленной деятельности. Язык представляет систему категорий отображения, фиксирует все важнейшие отношения и свойства явлений действительности, отраженные в сознании (Кильдибекова 1985).
Несмотря на многообразие отношений объективной действительности, находящих воплощение в языке, ведущее место в языковой категории отражения занимает человек. «Человек - центральная фигура языка и как лицо говорящее, и как главное действующее лицо мира, о котором он говорит» (Золотова 1982, с.9). Лингвистическая концепция, согласно которой в основе языковой деятельности находится человек, получила обоснование в работах Э. Бенвениста, В. В. Виноградова, Ю. С. Степанова, Г. А. Золотовой и др.
Социальная сущность человека, многообразие общественных отношений, с одной стороны, и коммуникативная направленность языка, его антропологический характер, с другой, предопределили возникновение значительного пласта лексики с семантикой лица, представляющего собой субъект различных процессов. Соответствующие единицы называют действующих лиц, и этим обусловлена их социальная значимость, позволяющая выделить их в отдельный тематический класс, в рамках которого существуют самостоятельные группы.
Категория названий лица может быть описана всесторонне путем анализа всех статусов лица и способов их представления в лексико-семантиче-ском, словообразовательном и синтаксическом аспектах (Белоусова 1986). В данной работе мы рассматриваем лишь один класс имен лица, а именно существительные со значением деятеля - агентивные имена.
Имена деятеля составляют ядро категории лица. По своему происхождению это исключительно древний пласт лексики, уходящий своими корнями в праиндоевропейскую и праславянскую общность (Аминова 1993). Имя деятеля представляет собой «первобытное имя», предшествовавшее выделению категорий существительного и прилагательного, первобытное причастие-существительное, слово с определенной субстанцией и признаком, производимым его nomina agentis (Потебня 1968).
Агентивные имена типа учитель, писатель, баянист, машинист привлекали внимание многих исследователей. Они рассматривались при изучении тематического класса со значением лица вообще. Так, в работе Г.А. Пу-тягина (Путягин 1985) выделяются четырнадцать тематических групп наименований лиц: 1) по роду занятий; 2) по принадлежности к чему-либо (к философскому течению, религиозному течению, к общественно-политическому течению; 3) по участию в чем-либо; 4) по национальности; 5) по месту жительства; 6) по различного рода внутренним качествам; 7) по различного рода отношениям между людьми; 8) по социальному положению; 9) по имущественному положению; 10) по возрасту; 11) по брачным отношениям; 12) по различного рода внешним особенностям; 13) по родственным отношениям; 14) по состоянию здоровья.
В работе И.И. Мигириной осуществляется иной подход к классификации имен лиц. Автор исследует соотношение между фразовыми, синтагматическими и словесными способами наименований лица и в соответствии с задачами работы выделяет классы, статусы лица. Здесь в номенклатурной системе языка словесный тип номинации репрезентирует разряды статуса «деятель» по производственным процессам, по месту работы, по предметам, машинам, орудиям труда, сырью, по виду спорта (Мигирина 1980).
Существует ряд работ, основывающих анализ на специфике структурного аспекта, словообразовательной природы категории действующего лица (Мамрак 1979; Дегтярь 1972; Закупра 1973; Халилова 1975). Исследуются также лексико-семантические особенности имен деятеля (Скляровская 1988;
Харченко 1969).
Однако в современной русистике пока еще нет полного описания лек-сико-семантического класса имен деятеля во всем его объеме, предполагающее, во-первых, описание каждой отдельной единицы, а во-вторых, выявление иерархии всего класса Nomina agentis. Этим определяется выбор темы данного исследования, а также его новизна. Актуальность темы мы связываем с актуальностью системного подхода к изучению и описанию языковых явлений, прежде всего явлений лексико-семантической природы, поскольку именно в них отражается окружающий человека мир действительности, а также сам человек как часть этого мира. Кроме того, мы полагаем, что комплексное системно-структурное исследование имен деятеля в силу «антропо-логичности» самого материала может дать многое для осмысления и описания этого класса лексики с позиций лингвистического когнитивизма, формирующего новую научную парадигму современного языкознания.
Целью данного диссертационного исследования является комплексное изучение и описание лексико-семантической группы имен существительных со значением деятеля и определение ее места в системе лексики современного русского языка. Для реализации поставленной цели необходимо разрешить следующие частные задачи:
1. Произвести выборку и картографирование фактического и иллюстративного материала в соответствии с принципами выделения имен деятеля из более широкого класса имен лица.
2. Выявить лексико-семантические характеристики имен деятеля.
3.Описать основные способы словообразования имен деятеля и выявить словообразовательные модели.
4.Проанализировать типы лексической и семантической мотивации имен деятеля.
5.Описать результаты исследования в тексте диссертации.
Исследуемый материал рассматривается с позиций системного подхода, который, с одной стороны, позволяет представить объект исследования в его целостности, а с другой - выявить взаимосвязи составляющих его единиц, т.е. в рамках более широкого класса наименований лица.
Здесь мы пользовались методами и приемами компонентного, оппози-тивного, частично дистрибутивного и трансформационного анализа, а также такими более общими методами, как сравнение, индукция, дедукция.
Научная новизна исследования заключается в том, что здесь впервые дается комплексное описание лексико-семантической группы имен деятеля; расширяются аспекты деривационного анализа; выявляются аспекты внесистемных (межсистемных) связей данного класса в пределах лексики.
Теоретической основой данной работы является представление о системности языка, объективно заложенной в нем и проявляющейся в более частных подсистемах различных уровней иерархии, разрабатываемые в трудах по общей семантике (Ю.Д. Апресян, Л.М. Васильев, Э.В. Кузнецова, Л.А. Новикова, В.М. Солнцев, Д.Н. Шмелев и др.), а также в современных учениях о словообразовании (В.В. Виноградов, Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов и др.).
Основным источником отбора материала для исследования явились толковые словари русского языка, периодические издания массового распространения: газеты «Известия», «Комсомольская правда», «Труд», «Аргументы и факты», «Молодежная газета», «Криминальный спектр» и др. Выборка из толковых словарей носила сплошной характер. Обращение к периодике обусловлено открытостью анализируемой группы слов, которая постоянно пополняется вслед за развитием человеческого опыта, а газеты оперативно реагируют на новые явления в действительности и отражают их в языке. Общий объем выборки составил более двух тысяч словарных карточек, описывающих и иллюстрирующих значения имен деятеля.
Что касается количества включенности в текст диссертации единиц, то мы стремились к полноте репрезентации материала с точки зрения не столько количественного состава класса, сколько его целостности.
Практическая ценность исследования состоит в том, что оно может служить одним из источников изучения лексики студентами факультета педагогики и методики начального образования, а также студентами - филологами. Само описание конкретного языкового материала и его теоретическое осмысление может быть использовано на практических и семинарских занятиях по лингвистике со студентами филологических факультетов, для написания курсовых и дипломных работ. Материалы диссертации могут быть также использованы в специальных и факультативных курсах по языкознанию, в лексикографической практике.
Теоретическая ценность работы заключается в системно-целостном описании данной группы лексики, в иерархизованном представлении ее частей, единиц и отношений между ними, в описании их семантической и лексической мотивации.
Апробация работы.
Основные результаты исследования апробированы на межфакультетских семинарах (Бирск 1995, 1996, 1998, 1999, 2000), на ежегодных научно-теоретических конференциях и научно-практических семинарах в Башгосу-ниверситете (апрель 1996, 1997, декабрь 1998), на региональных научно-практических конференциях (Янаул 1996, 1999, Благовещенск 1998), на международной конференции, посвященной проблемам лингвистики (Набережные Челны, 1999). По теме диссертации опубликовано 9 работ и 3 находится в печати.
Структура и объем работы.
Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников, списка использованной литературы и приложения. Ёе объем странице*,.