Подборка материаловПонедельник, 07.07.2025, 04:26

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта

Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 24 » Скачать Смех как феномен культуры : Философско-этический анализ. Сычев, Андрей Анатольевич бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: Jordon
Пароль: Jordon
Скачать файл.
21:00
Скачать Смех как феномен культуры : Философско-этический анализ. Сычев, Андрей Анатольевич бесплатно

Смех как феномен культуры : Философско-этический анализ

Диссертация

Автор: Сычев, Андрей Анатольевич

Название: Смех как феномен культуры : Философско-этический анализ

Справка: Сычев, Андрей Анатольевич. Смех как феномен культуры : Философско-этический анализ : диссертация кандидата философских наук : 09.00.05 Саранск, 1999 160 c. : 61 99-9/157-8

Объем: 160 стр.

Информация: Саранск, 1999


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ДУХОВНЫЕ И ТЕЛЕСНЫЕ ИСТОКИ СМЕХОВОЙ
КУЛЬТУРЫ (АНТИЧНОСТЬ-ВИЗАНТИЯ)
11 Архитектоника античного смеха: диалог телесного и духовного
12 Этика смеха в восприятии послеклассической античности
13 Духовная культура византийского общества: смех и плач
ГЛАВА 2 СМЕХ В ТРАДИЦИИ РУССКОЙ
ДУХОВНОСТИ
21 Смеховая культура Руси от истоков до XVIII века
22 Этика смеха в литературе XIX века
23 Духовная ситуация XX века и судьбы смеха

Введение:

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Проблема смеха и смеховой культуры до сих пор остается одной из наименее исследованных в философско-этической мысли. Парадоксальность в том, что обширный пласт человеческой жизни, представляющий равноправную сторону культурного диалога, продолжает существовать на периферии этико-философских исследований. Тем не менее, смех предстает одним из наиболее плодотворных аспектов подхода к проникновению в содержание и структуру духовной культуры, направленной на реализацию всечеловеческих ценностей.
Уже Аристотель заметил, что именно смех - одна из основных характерных черт души человека. Многоаспектность и малоисследованность мировой смеховой культуры представляют возможность объяснить феномен нравственности исходя из новых теорий и методологических воззрений, тем более ценных, что монологическая серьезность, царствующая в большинстве научных исследований - при всех ее претензиях на истину в последней инстанции - во многом является односторонней. Взгляд на нравственную историю человечества, сделанный sub specie risus, позволяет понять ее во всей целостности и многообразии одновременно. Смех, таким образом, помогая переосмыслить прошлое, позволяет понять настоящее и найти возможные пути выхода из морального кризиса современности.
Актуальность темы исследования определяется, во-первых, тем, что изучение феномена смеха, возникшего на стыке различных срезов человеческого бытия (прежде всего, духовной и телесной его сторон), открывает новые возможности для понимания сущности человека и социума в аспекте нравственной истории. В современном состоянии российского общества, которое характеризуется отсутствием общепринятых положительных ценностных ориентиров и моральным релятивизмом, важность диалога со смеховой культурой перспективна: сохраняя духовное здоровье нации во времена тоталитаризма и реакции, смех сохранял исконные человеческие несвободе личности. Понимание этих идеалов как нельзя более важно и ценно именно сейчас.
Во-вторых, смех имеет актуальное значение для осмысления истории этики в целом, а в конечном итоге - и для теории морали. Обличая моральное зло, освещая обширные пласты человеческой жизни, модели поведения, типы личности, смеховая культура не только описывает современное ей общество, но и дает ему нравственную оценку, важную для понимания сущности морали в целом.
В-третьих, актуален нормативный аспект смеха - поиск и утверждение нравственных идеалов и ценностей. С этой точки зрения крайне значительна его социально-нравственная регулятивная функция, показывающая отношение между сущим и должным, что становится важным в настоящую эпоху кризиса норм и установлений морали. Ценным представляется и то, что смеховая культура утверждает именно общечеловеческие жизненные ценности, наполненные древними смыслами нравственного очищения и возрождения, единения, оптимизма, полноты жизни, любви к родной земле, которые противостоят нежизнеспособным идеологическим и политическим догмам и постулатам. В здоровом смехе сублимируется положительная энергетика, столь необходимая обществу на фоне негативной общественно-политической и социально-психологической обстановки современности.
В-четвертых, смех, как многоаспектное явление, основан на различных представлениях о человеке и его сущностных проявлениях, его отношении к миру и другим людям (мировоззренческая установка личности). Если первая традиция в смехе основана на телесных, пластических интуициях и пытается охватить глубины человеческого бытия, основываясь на представлении о человеке как онтологической ценности, то вторая - на рациональном подходе к морали и истории.
Таким образом, смех, проникающий во все сферы человеческой жизни, представляет собой междисциплинарный объединяющий феномен, приобретая универсальный мировоззренческий характер, что делает его одним из ценных свидетельств нравственной истории человечества.
СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ Несмотря на то, что смех представляет собой обширный и чрезвычайно важный пласт жизни человека и общества, он до сих пор остается на периферии философско-этических исследований. Во всех изданиях отечественного «Философского словаря» и «Словаря по этике» это понятие отсутствует (в отличие от аналогичных западных изданий). В последние десятилетия наблюдается возрастающий интерес к данной теме, попытки признания смеха равноправной стороной культурного диалога.
Основополагающими работами, определяющими исследование смеховой культуры, стали труды Аристотеля, Жан-Поля, А.Бергсона, Ф.Ницше, З.Фрейда, Й.Хейзинги, Ж.Батая, М.М.Бахтина, В.Я.Проппа (6,55,15,103,104,144,148,8,9-12,116,117). Отдельных вопросов теории смеха касаются в своих исследованиях Платон, Цицерон, Р.Декарт, Г.Спенсер, И.Кант, Г.В.Ф.Гегель, А.Шопенгауэр, О.Шпенглер
112,150,47,132,64,37,151,152,153).
В отечественной мысли проблему смеха во всей полноте впервые поставил М.М.Бахтин в труде «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса». Во многом благодаря этой книге, в последние десятилетия появился ряд статей и монографий, посвященных этой теме. Наиболее важными из них представляются труды В.Я.Проппа, Ю.Б.Борева, Д.С.Лихачева, А.М.Панченко, Н.В.Понырко, А.И.Лука, Д.П.Николаева, Н.М.Федя, А.В.Дмитриева, А.Е.Кунильского, Л.В.Карасева, М.Л.Рюминой (116,117,19-21,82,87,100-102,140,52,79,66,128). Вышеперечисленные работы только отчасти касаются философско-этических аспектов смеховой культуры, концентрируясь в основном в сфере общей культурологии (Д.С.Лихачев, А.М.Панченко, Н.В.Понырко), эстетики (В.Я.Пропп, Ю.Б.Борев, М.Л.Рюмина), социологии (А.В.Дмитриев), психологии (А.И.Лук), литературоведения (Д.П.Николаев, Н.М.Федь, А.Е.Кунильский). Более широкую этическую панораму смеха представляют труды М.М.Бахтина, а из последних работ несомненно ценной и плодотворной представляется монография Л.В.Карасева «Философия смеха», где автор предлагает ряд эссе, посвященных различным философским аспектам смеха, в том числе и собственно этическим (глава «Смех и зло»).
В западных исследованиях выделяется философско-психологический подход в теории смеха, во многом обязанный своему возникновению работам З.Фрейда (144). Из более поздних исследований интересны работы Н.Н.Холланда, Р.Пиддингтона, А.Зива (208,213,220). Социологическое рассмотрение проблемы предложено А.Бергсоном (15). В аспекте философии игры рассматривает смех Й.Хейзинга (148). Иррационалистическую традицию в теории смеха вслед за А.Шопенгауэром (151) продолжают Ф.Ницше, О.Шпенглер, Ж.Батай, в современной мысли - Ж.Л.Нанси, Ж.Делез, У.Эко (103,104,152,153,8,99,48,198). Попытки историко-культурологического рассмотрения смеховой культуры, как представляется, наиболее перспективного для современного состояния вопроса, предпринимаются в появившихся в последние годы монографиях американского филолога и культуролога Б.Сандерса и немецкого теолога К.Й.Кушеля (216,211), практически не известных большинству из отечественных исследователей данной проблемы.
Несмотря на наличие попыток объяснить нравственное содержание смеховой культуры и даже на определенный прогресс в этой области, ни одной серьезной работы, посвященной собственно этическому аспекту смеха написано до сих пор не было. Данное исследование ставит своей целью восполнить этот пробел.
При решении задач, поставленных в настоящей работе, автор опирался на широкую базу источников и монографических исследований, которые делятся на пять основных групп:
1. Монографии и статьи, посвященные общей теории смеха и отдельным ее аспектам, внесшие значительный вклад в разработку проблемы (Аристотель, А.Бергсон, З.Фрейд, М.М.Бахтин, Д.С.Лихачев и др.).
2. Фундаментальные исследования в области истории и теории морали, из которых автору наиболее предпочтительными представляются теоретические и методологические разработки Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова, В.Г.Иванова, О.В.Брейкина и др.
3. Труды, посвященные проблемам истории и теории культуры (Ф.Ницше, О.Шпенглер, М.М.Бахтин, А.Ф.Лосев, Д.С.Лихачев, С.С.Аверинцев и др.).
4. Исследования в сфере истории, литературоведения, косвенно затрагивающие тему смеховой культуры (А.М.Панченко, Б.А.Рыбаков, Ю.М.Тынянов, М.Фуко и др.).
5. Художественная литература, как собственно смеховая, так и затрагивающая тему смеха (Гомер, Аристофан, Н.В.Гоголь, М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский, В.В.Маяковский и др.).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью данного исследования является этический анализ различных аспектов феномена смеха (телесного, рационального, духовного и т.д.) в историко-философском контексте и, прежде всего, - роли смеха в духовной жизни человека и общества, совершенный путем рассмотрения основных культурно-философских традиций, повлиявших на отечественную культуру. Данная цель достигается посредством решения ряда конкретных задач:
1. Определение места и роли, которые принадлежат смеху и смеховой культуре в этике, философии и культуре в целом.
2. Описание и анализ основных смыслов смеховой культуры в античной, византийской и российской традициях.
3. Исследование взаимосвязи смеха и соответствующих ему онтологических и метафизических оснований.
4. Рассмотрение телесного, рационального, духовного аспектов смеха и их оценки в различных культурно-исторических традициях и философско-этических концепциях.
5. Выявление взаимосвязи изменения ценностных ориентиров личности и преобладающих традиций смеховой культуры в определенные исторические периоды.
6. Объяснение специфики отечественной смеховой культуры.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
Феномен смеха традиционно вызывал многообразие и разноречивость в теоретических подходах к его осмыслению - от религиозных до рационально-утилитарных. Многообразие теоретического спектра подходов к явлению смеха объясняется его многоаспектностью, которая приводит к определенным трудностям в исследовании. Тем не менее, можно обозначить профилирующие подходы к указанной проблеме, которые автор использует в качестве теоретической базы. Научно-теоретическими основаниями данного диссертационного исследования выступают работы отечественных и зарубежных философов. В целом автор придерживался культурно-исторической традиции в философии XX века, с такими ее представителями как М.М.Бахтин, Д.С.Лихачев, С.С.Аверинцев в России, О.Шпенглер, Й.Хейзинга, Ж.Батай в западной мысли.
Автором были использованы основополагающие монографии по истории и теории морали Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова, В.Г.Иванова, а также ученых саранской школы, испытавшей влияние М.М.Бахтина и сделавшей значительный вклад в теоретическую разработку проблемы Р.И.Александровой, О.В.Брейкина и др.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
Методологической основой диссертации является соединение этического и культурно-исторического подходов, обусловленное спецификой смеха как объекта исследования, олицетворяющего взаимодействие моральных и общекультурных смыслов.
В качестве конкретных методологических оснований диссертационного исследования выступают:
• аксиологический метод, обосновывающий роль и место смеха в системе культурных ценностей;
• метод исторической реконструкции, прослеживающий развитие смеховой культуры и представлений о смехе во времени;
• метод интерпретации, способствующий раскрытию сущности феномена смеха;
• метод сравнительного анализа, позволяющий показать многообразие проявлений такого феномена как смех в различных культурных ситуациях путем выявления его общезначимых элементов; концепция «народной смеховой культуры» М.М.Бахтина, способствующая пониманию своеобразия нравственных оснований смеха.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИИ
В данном диссертационном исследовании смех и смеховая культура впервые выступают предметом специального этико-философского исследования, опирающегося на выявление формообразующих оснований смеха в культурно-историческом ракурсе. До сих пор в большинстве отечественных и зарубежных работ по данной проблеме господствует рассмотрение феномена смеха как единого во всех своих проявлениях, когда творчество, например, Аристофана, Гоголя, Маяковского объясняется в контексте общей парадигмы, без учета культурно-типологических и этических различий. В данном исследовании впервые производится попытка выявления основных типологических характеристик смеховой культуры.
Подчеркивается, что смех возникает на стыке различных срезов человеческого бытия, прежде всего - телесного, рационального и духовного его аспектов, что представляет несомненную научную и методологическую значимость для современного гуманитарного мышления.
Новым является также рассмотрение смеха как предельного способа выражения этически ценностного отношения к духовно-телесным основам человеческого бытия, включающего в себя в качестве приоритетных философские, эстетические и общекультурные смыслы.
НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Смех есть предельный способ этически ценностного отношения к духовно-телесным основам человеческого бытия.
2. Смеху и смеховой культуре изначально присущ этический аспект, имеющий существенное значение для раскрытия особенностей нравственной динамики общества.
3. Смех является равноправным участником культурного диалога, без его учета невозможно цельное понимание духовной истории человечества.
4. Смех имеет важнейшее аксиологическое значение как один из основных регуляторов динамики ценностных установок того или иного общества.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Данная диссертационная работа имеет не только теоретический, но и практический характер. Смех представляет собой многогранный феномен, проявляющийся в различных сферах человеческого бытия. Выявление его сущности и своеобразия позволяет ориентировать духовное развитие личности в направлении высших ценностей. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в разработке проблем философии, этики и литературы, истории мировой и отечественной культуры, в преподавании соответствующих курсов как в средних, так и в высших учебных заведениях.
Просмотров: 112 | Добавил: Jordon38 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск

Календарь
«  Октябрь 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz