Подборка материаловПонедельник, 07.07.2025, 10:02

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта

Форма входа

Главная » 2014 » Июль » 23 » Скачать Рефлексивный механизм саморегуляции психических состояний человека. Савинкина, Лариса Ананьевна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: Jordon
Пароль: Jordon
Скачать файл.
23:09
Скачать Рефлексивный механизм саморегуляции психических состояний человека. Савинкина, Лариса Ананьевна бесплатно

Рефлексивный механизм саморегуляции психических состояний человека

Диссертация

Автор: Савинкина, Лариса Ананьевна

Название: Рефлексивный механизм саморегуляции психических состояний человека

Справка: Савинкина, Лариса Ананьевна. Рефлексивный механизм саморегуляции психических состояний человека : диссертация доктора психологических наук : 19.00.01. Новосибирск, 2000 154 c. : 61 00-19/355

Объем: 154 стр.

Информация: Новосибирск, 2000


Содержание:

Глава 1 Природа хичихстояний
11 ория изучения хичихстояний и их мо встеме хичих явлений
12 Структура и функции хичихстояний
13 Типы хичихстояний

Введение:

Актуальность исследования
Изучение проблемы саморегуляции психических состояний человека в последнее время стало вопросом пристального изучения. Многие исследователи подчеркивают важность знаний механизмов саморегуляции для повышения производительности труда в условиях деятельности, требующей высокой мобилизации психики - у операторов, врачей-хирургов, спортсменов и т.п. (Страхов И.В.,1966; Асеев В.Г.,1974; Сосновикова Е.Ю.,1975; На-енко Н.И.,1976; Уманский В.П.,1976; Ильин Е.П.,1980; Вяткин Б.А.,1981; Забродин Ю.М.,1983; Юрьев А.И.,1984; Стамбулова Н.Б.,1988; Суворов Г.Б.,1989 и др.).
Система факторов, оказывающих существенное влияние на процесс саморегуляции психических состояний человека, представляет собой обширную область. Сюда можно отнести внешние средовые условия, аутогенную тренировку, использование медитативных и трансовых техник, накопленные в процессе социализации стереотипы отношения к своим состояниям, вербализацию своих переживаний и их рефлексивный анализ.
Рефлексивный анализ занимает в последнее время одно из ведущих мест во всем многообразии рассматриваемых психолога-мипроблем. Рефлексивному анализу посвящены исследования таких ученых как: А.А.Тюков (1984), Т.К.Тульвисте (1985), В.И.Слободчиков (1986), Л.А.Алексеева (1988), С.Ю.Степанов (1989), И.Н.Семенов (1989), Л.А.Карпенко (1990), П.Г.Щедровицкий (1995), И.С.Ладенко (1995), М.С.Бургин (1995), Ю.И.Зуев, О.В.Николенко (1995).
В настоящее время имеется острая необходимость в научно обоснованных программах и в методических рекомендациях для людей, работающих с проблемами управления и коррекции психических состояний и в целом поведения человека. В этом нуждаются, в первую очередь, психологи, учителя, а также менеджеры и консультанты по управлению и организации деятельности человека.
Современное состояние разработки проблемы саморегуляции психических состояний и рефлексивного анализа не позволяет в полной мере раскрыть особенности влияния разных параметров рефлексии на изменение психического состояния, связанные с целесообразностью использования рефлексивного анализа для оптимизации разных типов психических состояний.
В этой связи возникает необходимость в исследовании рефлексивного анализа как фактора саморегуляции психических состояний человека. Этими положениями обусловлена цель нашей работы.
Целью исследования является выявление специфики рефлексивной саморегуляции психических состояний человека и влияния различных параметров рефлексивного анализа на изменение этих состояний.
Объект исследования: психические состояния человека.
Предмет исследования: рефлексивный анализ как средство и механизм саморегуляции психических состояний.
Гипотеза исследования: саморегуляция психических состояний человека с помощью рефлексивного анализа возможна потому, что рефлексия обеспечивает осознание психического состояния, а это ведет к его изменению и коррекции.
Для проверки выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить психологическую сущность психических состояний.
2. Провести анализ различных форм и средств саморегуляции психических состояний человека.
3. Выявить особенности рефлексивной саморегуляции психических состояний.
4. Изучить взаимосвязь рефлексивного анализа и изменения психических состояний.
5. Исследовать возможности регулирующего воздействия разных параметров рефлексивного анализа на различные аспекты психических состояний человека.
Методологической основой исследования явились основополагающие принципы психологии: единство сознания и деятельности, принцип детерминизма. Для решения поставленных задач нами использовались различные стандартные методики.
Методы исследования. В ходе исследования применялись методы диагностики психических состояний человека, а также разработанный нами опросник, с помощью которого выявлялась выраженность выделенных параметров рефлексивного анализа. Применялись так же и общие методы: беседа, наблюдение, включенное наблюдение, анализ высказываний, метод цветовых выборов - модифицированный восьмицветовой тест М.Люшера, тест САН Н.А.Лаврентьева и М.П.Мирошникова, лабораторный эксперимент. Методы статистической обработки включали корреляционный анализ.
Научная новизна исследования.
1. Рефлексия рассматривалась как фактор изменения психических состояний человека.
2. Было выделено пять основных параметров рефлексии:
• объективность, т.е. точность самоанализа человека, его адекватность реальным объективным событиям;
• полнота, т.е. учет в рефлексивном анализе всех имеющихся факторов, характеристик и объектов, имеющих какое-либо влияние на результат рефлексии;
• системность, т.е. представленность всех пяти уровней рефлексивного анализа (остановка, фиксация, отстранение, объективация, оборачивание) и их промежуточных результатов;
• глубина, т.е. выработка нового взгляда на предмет рефлексии;
• значимость, т.е. важность этого рефлексивного анализа, субъективное понимание роли рефлексивного анализа в изменении психического состояния.
3. Разработан опросник самооценки рефлексивного анализа для выявления уровня выражения каждого из выделенных параметров рефлексии.
4. Экспериментально установлено влияние каждого из выделенных параметров рефлексивного анализа на различные аспекты психических состояний человека.
Теоретическое значение.
В результате теоретического анализа установлено, что психическое состояние отражает моменты устойчивости и своеобразия протекания психических процессов; представляет собой форму реагирования, выражающую отношение человека к собственным психическим процессам и проявляющуюся в процессе деятельности в некоторый данный момент времени при определенных условиях.
В работе было установлено, что рефлексивный анализ может выступать в качестве доминирующего фактора в процессе саморегуляции психических состояний. Под рефлексивным анализом мы понимаем особую психическую деятельность, направленную на самопознание субъектом своих психических действий и состояний, их переосмысление, а также регуляцию в случае необходимости.
Также экспериментально было установлено, что воспоминание и вербализация прошлого негативного состояния при имеющемся у человека навыке рефлексивного анализа может служить толчком для начала самостоятельной рефлексии.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что был разработан опросник, позволяющий судить о качестве проведенного рефлексивного анализа по основным его параметрам. Разработанные приемы рефлексивного анализа могут быть использованы в практике психологического консультирования, при решении разного рода проблемных ситуаций и с целью увеличения продуктивности процесса обучения детей и взрослых.
На идее развития навыков рефлексивного анализа может быть построена концепция психологической службы образовательного учреждения. В целом использование рефлексивного анализа или его элементов, воспроизводимых в процессе естественного взаимодействия людей, расширяют возможности повышения их психологической культуры.
Апробация результатов исследования.
Материалы исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики и психологии гуманитарного образования филологического факультета Новосибирского государственного педагогического университета. Результаты исследования обсуждались на областных и региональных конференциях по психологическим и педагогическим проблемам 1996-2000 годов. Теоретические положения и рекомендации используются в работе преподавателей НГПУ, в практике психологического консультирования и в обучающих тренингах.
На материалах исследований построены спецкурсы для учителей, педагогов дополнительного образования, психологов. Идеи автора лежат в основе концепции работы психологической службы Межшкольного учебно-производственного комбината «Престиж» Центрального района г. Новосибирска.
Основные идеи и научные результаты отражены в пяти публикациях.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Психическое состояние представляет собой психическое явление, отражающее моменты устойчивости и своеобразия протекания психических процессов, форму реагирования, выражающую отношение человека к собственным психическим процессам и проявляющуюся в процессе деятельности в некоторый данный момент времени при определенных условиях.
2. Рефлексия представляет собой психическую деятельность, направленную на самопознание субъектом своих психических действий и состояний, их переосмысление, а также их саморегуляцию в случае необходимости.
3. Существует система психологических факторов, оказывающих решающее влияние на регуляцию психических состояний человека. Рефлексивный анализ как фактор изменения психических состояний может занимать доминирующую позицию в этом процессе.
4. Такой параметр рефлексивного анализа как глубина оказывает наибольшее воздействие на изменение характеристик психического состояния, а субъективное понимание роли рефлексивного анализа - наименьшее воздействие.
5. Доминирование эмоционального компонента в психическом состоянии указывает на трудность возникновения рефлексии этого состояния.
Просмотров: 157 | Добавил: Jordon38 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск

Календарь
«  Июль 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz