Главная » 2014»Июнь»9 » Скачать Прогнозирование социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Зверева, Ольга Геннадьевна бесплатно
09:43
Скачать Прогнозирование социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Зверева, Ольга Геннадьевна бесплатно
Прогнозирование социально-экономического развития субъекта Российской Федерации
Диссертация
Автор: Зверева, Ольга Геннадьевна
Название: Прогнозирование социально-экономического развития субъекта Российской Федерации
Справка: Зверева, Ольга Геннадьевна. Прогнозирование социально-экономического развития субъекта Российской Федерации : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.05 Москва, 2005 158 c. : 61 06-8/172
Объем: 158 стр.
Информация: Москва, 2005
Содержание:
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
11 Цели, задачи, методы прогнозирования социально-экономического ^ развития
12 Опыт прогнозирования социально-экономического развития регионов Н АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 Специфика прогнозирования социально-экономического развития субъектов Российской Федерации
22 Влияние процесса становления федеративных экономических отношений в России на качество прогнозирования социально-\||р% экономического развития субъектов Российской Федерации Ш СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
31 Перспективы развития основных отраслей экономики Астраханской области как база для прогнозирования социально-экономического развития
32 Предложения по совершенствованию механизма прогнозирования социально-экономического развития Астраханской области
Введение:
Актуальность темы исследования. Происходящие в российской экономике трансформационные процессы столь глубоки и многогранны, что вне характеристики их возможных трендов принятие большинства управленческих решений чревато тяжелыми негативными последствиями. Поэтому важнейшей функцией органов исполнительной власти Российской Федерации является прогнозирование социальноэкономического развития. Эффективная реализация этой функции может содействовать достижению экономического роста и повышению уровня жизни населения. Причем успех во многом зависит от технологии прогнозирования социально-экономической деятельности на уровне субъектов Российской Федерации.Несмотря на то, что прогнозирование - один из решающих элементов эффективной организации управления, анализ его организации на уровне субъектов Российской Федерации показывает, что используемые технологии прогнозирования имеют здесь существенные недостатки. Основные из них - недооценка значимости прогнозирования, использование исключительно трендовых методов прогнозирования, недостаточная проработанность статистических форм отчетности, отсутствие конструктивного сотрудничества органов Федеральной службы государственной статистики и экономических служб. Не последнюю роль играет и слабая подготовка кадров.Применяемый инстрзпУ!ентарий прогнозирования социальноэкономического развития далек от совершенства, что сдерживает действенное регулирование территориального развития. В итоге результаты прогнозирования оказываются противоречивыми, а эффективность прогнозирования, как инструмента государственного регулирования экономики, чрезвычайно низкой. Таким образом, проблема совершенствования механизма прогнозирования социальноэкономического развития региона, является предельно актуальной.Степень научной проработанности проблемы. Исследование проблем прогнозирования социально-экономического развития всегда находилось в центре внимания отечественной экономической науки. Ему посвящены работы Е.О. Абашкиной, А.И. Анчишкина, Л.Е. Басовского, Д. Бешелева, СМ. Вишнева, А.Б. Гранберга, М.В. Грачева, Е.Н. Грибовой, Ф.Г. Гурвича, А.А. Дагаева, Д.В. Дубровина, Н.Д. Кондратьева, Б.Н. Кузыка, В.И. Кушлина, P.M. Нижегородцева, Г.А. Парсаданова, А.А Френкеля, В.А. Цыбатова, Ю.В. Яковца, Ю.В. Яременко. Непосредственно проблемам прогнозирования в регионах посвящены работы Д.Е. Белякова, В.Н. Лексина, B.C. Лосева, Н.Н. Матрусова, Н.Н. Некрасова, В.Е. Селиверстова.Однако, несмотря на широкий спектр рассматриваемого в экономической литературе инструментария прогнозирования социальноэкономического развития и факторов, влияющих на организацию процесса прогнозирования, трактовка их весьма разнопланова.Предлагаемые подходы, методы прогнозирования не только исключительно разнообразны, но и противоречивы. Причем, традиционный метод предвидения будущего - экстраполяция сложившихся тенденций - хотя и дает ошибочные прогнозы в условиях резкого изменения траектории движения экономики, продолжает использоваться как основной метод прогнозирования.Важно также отметить, что наука и практика не рассматривают необходимость построения единой системы прогнозирования, в рамках которой могли бы интегрироваться разработки прогнозов, осуществляемые н уровне Российской Федерации и ее субъектов.Проблематика разработки механизмов прогнозирования социальноэкономического развития субъекта Российской Федерации, учитывающих особенности функционирования современной экономики, а также особенности кадровых и материальных ресурсов регионов, не исчерпана.Особого внимания требует проблема организации прогнозирования социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в условиях укрепления вертикали власти.Целью диссертационной работы является выработка предложений по совершенствованию механизмов прогнозирования социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в рамках единой системы прогнозирования в России.Для достижения данной цели автором решаются следующие основные задачи: • характеризуется роль прогнозирования в развитии экономики страны и регионов на современном этапе; • обосновывается необходимость формирования прогнозов субъекта Федерации в рамках единой для страны системы прогнозирования; • раскрывается содержание процесса прогнозирования социально-экономического развития субъекта Российской Федерации; • выявляются факторы, оказывающие влияние на качество прогнозов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, а также, а также основные причины невыполнения данных прогнозов; • вырабатываются предложения по совершенствованию механизма прогнозирования социально-экономического развития субъекта Федерации, в том числе, в условиях перехода к классификаторам в структуре ОКВЭД. Объектом исследования является система прогнозирования социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (на примере Астраханской области).Предмет исследования - отношения, возникающие между участниками процесса прогнозирования социально-экономического развития на федеральном и региональном уровнях.Теоретической и методологической базой исследования служат: отечественные исследования по проблеме совершенствования практики прогнозирования социально-экономического развития; нормативные и законодательные акты по вопросам прогнозирования социальноэкономического развития; методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, разработанные Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (МЭРТ).В работе анализировались методики прогнозирования социальноэкономического развития Астраханской области, разработанные при непосредственном участии автора в министерстве экономического развития Астраханской области; данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области; фактический материал, содержащийся в экономической периодической литературе.Научная новизна результатов исследования.1. Доказано, что эффективное прогнозирование социальноэкономического развития субъекта Российской Федерации возможно только в рамках единой системы прогнозов страны, обязательным элементом которой должен выступить учет региональной специфики.Обоснована необходимость представления регионам прогнозных намерений федерального центра в отношении объектов, развитие которых находится вне компетенции субъектов Федерации. Обоснована необходимость конкретизации приоритетных направлений развития экономики регионов при подготовке прогнозных форм на среднесрочную и долгосрочную перспективу.2. Доказано, что прогнозирование социально-экономического ф^ - ^ развития субъекта Российской Федерации является важным инструментом стабилизации экономики. Показано, как недооценка роли прогнозов социально-экономического региона приводит к негативным последствиям для социально-экономической ситуации в стране в целом.Обосновано, что технология прогнозирования социально-экономического развития субъекта Федерации должна быть кардинально изменена, в том числе вследствие неэффективности метода экстраполяции условий. На основе анкетирования руководящего состава министерства экономического развития Астраханской области, выявлены факторы, оказывающие негативное влияние на формирование технологии прогнозирования. Конкретизированы основные пз^ -и снижения негативного влияния данных факторов.3. Разработаны предложения по упорядочению распределения полномочий в прогнозировании социально-экономического развития между субъектами Федерации и федеральным центром. Выявлены некоторые процессы, прогнозирование которых не должно находиться в ведение регионов. Сформулированы предложения по совершенствованию Методических рекомендаций прогнозирования социальноэкономического развития субъектов Российской Федерации. Выработаны предложения по оптимизации организации прогнозирования в период перехода к работе с классификатором ОКВЭД.
4. Обоснована необходимость совершенствования законодательства субъектов Российской Федерации в сфере прогнозирования. Доказана целесообразность включения в закон о прогнозировании в Астраханской области механизмов реализации прогнозирования социально-экономического развития муниципальных образований; ввода мониторингового наблюдение за ходом реализации прогнозов и мероприятий по выполнению прогнозов; помимо прогноза социально-экономического развития области на очередной год предлагается внесение в органы законодательной власти Астраханской i # 4 области основных направлений концепции социально-экономического развития области, основных показателей среднесрочного прогноза и программы социально-экономического развития региона.5. Обосновано предложение по организации в Астраханской области структуры, занятой разработкой программного обеспечения в сфере анализа и прогнозирования, автоматизацией прогнозирования в ОКВЭД. Обоснованы положения о необходимости формирования единой статистической базы для исполнительных органов государственной власти (в частности Астраханской области), как основы для прогнозирования социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.Практическая значимость исследования. Теоретические и методические проработки, осуществляемые в диссертации, могут быть использованы исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации при формировании прогнозов социально-экономического развития субъектов. В исследовании обоснованы предложения по совершенствованию механизма прогнозирования социально-экономического развития, которые могут применяться Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации при формировании методик прогнозирования социально-экономического развития в условиях перехода к статотчетности в структуре классификаторов ОКВЭД. Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации использовались автором в практической работе на должности начальника отдела макроэкономического прогнозирования министерства экономического развития Астраханской области; предлагались к внедрению в процессе разработки проекта закона «О территориальном прогнозировании и целевых программах Астраханской области», в работе по усовершенствованию закона Астраханской области от 29.10.2004г. №54/2004-03 «О территориальном прогнозировании и 1#Ч целевых программах Астраханской области». Также результаты исследования учитывались при разработке Программы социальноэкономического развития Астраханской области на 2005-2007 гг., а частности, раздела «Оценка эффективности реализации Программы».По теме исследования опубликованы 3 работы. Некоторые положения исследования докладывались на научно-практических конференциях в Астраханском государственном техническом университете, рассматривались в ходе обсуждения мероприятий по организации прогнозирования социально-экономического развития Астраханской области.Структура диссертационной работы определена целями и задачами исследования, включает введение, три главы, текст которых иллюстрирован формулами, схемами и таблицами, заключение, а также список литературы. ^^1^ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ