Подборка материаловВоскресенье, 06.07.2025, 22:18

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта

Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 23 » Скачать Правовое регулирование военного положения в Российской Федерации. Пчелинцев, Сергей Владимирович бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: Jordon
Пароль: Jordon
Скачать файл.
19:45
Скачать Правовое регулирование военного положения в Российской Федерации. Пчелинцев, Сергей Владимирович бесплатно
Правовое регулирование военного положения в Российской Федерации

Диссертация

Автор: Пчелинцев, Сергей Владимирович

Название: Правовое регулирование военного положения в Российской Федерации

Справка: Пчелинцев, Сергей Владимирович. Правовое регулирование военного положения в Российской Федерации : диссертация кандидата юридических наук : 20.02.03 Москва, 1998 234 c. : 61 98-12/215-8

Объем: 234 стр.

Информация: Москва, 1998


Содержание:

Введение3
Глава 1 Теоретические и правовые основы военного положения14
11 Понятие и содержание военного положения14
12 Развитие законодательства о военном положении в России70
Глава 2 Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению режима военного положения в Российской Федерации121
21 Полномочия Президента Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации по объявлению и осуществлению военного положения 121
22 Полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти по обеспечению режима военного положения148
23 Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по обеспечению режима военного положения 179

Введение:

Одним из важнейших направлений военной реформы в Российской Федерации является проблема совершенствования федерального законодательства в области военного строительства. Из содержания Основных положений военной доктрины Российской Федерации, принятой Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. № 1833,1 следует, что непосредственная угроза развязывания прямой агрессии против Российской Федерации значительно снизилась. Вместе с тем, военная опасность полностью не устранена. Главными причинами ее сохранения, возникновения вооруженных конфликтов и войн являются социальные, политические, экономические, территориальные, религиозные, национально-этнические и другие противоречия, стремление ряда государств и политических сил к их разрешению с использованием средств вооруженной борьбы. Потенциальными и существующими источниками опасности извне для нашего государства могут являться территориальные претензии других государств к Российской Федерации и ее союзникам, очаги локальных войн и вооруженных конфликтов в непосредственной близости от российских границ, попытки вмешательства во внутренние дела и дестабилизации обстановки в Российской Федерации, международный терроризм и некоторые другие факторы, требующие их тщательного и планомерного изучения2. Аналогичные положения содержатся в Концепции национальной безопасности России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г № 1300.3
1 Собрание актов Президента и Правительства Российской федерации, 1993, № 45, ст. 4329; Основные положения военной доктрины Российской Федерации // Красная Звезда. - 1993. - 19 ноября.
2 См.: Викулов С., Кортунов С. Внешнеполитические измерения военной реформы // Международная жизнь. - 1997. - № 9. - С. 73 - 74.
3 Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 52, ст. 5909; См. также: Майоров Л.С. - Приоритеты Концепции национальной безопасности России // Международная жизнь. - 1997. - № 10. - С. 25.
Следовательно, в современных условиях полностью исключить военного соперничества зарубежных государств с Россией нельзя, несмотря на отсутствие угрозы крупномасштабной агрессии в обозримом будущем. В том случае, если предотвращение войны политическими средствами окажется невозможным, решение задачи обеспечения надежной защиты страны силовыми методами будет сводиться к поражению агрессора с применением всей военной мощи государства в специфических условиях действия законодательства военного времени. В соответствии с Концепцией национальной безопасности России использование в такой ситуации Вооруженных Сил Российской Федерации должно осуществляться решительно, последовательно и планомерно до создания выгодных для нашего государства условий заключения мира. В этой связи представляется, что в случае возможной агрессии одним из важных условий ее успешного отражения будет являться использование государством института военного положения, что обуславливает важность его правового регулирования.
Законодательные основы применения военного положения предусмотрены Конституцией Российской Федерации, в ч. 2 ст. 87 которой установлено, что в случае агрессии против Российской Федерации Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 87 Конституции Российской Федерации режим военного положения определяется федеральным конституционным законом, который до настоящего времени не принят. Безусловно, его отсутствие может препятствовать своевременному и правильному применению конституционной нормы о военном положении на практике при необходимости. В этой связи совершенно обоснованным выглядит высказывание Страшуна Б.А. о том, что промедление с принятием федеральных конституционных законов, включая и федеральный конституционный закон "О военном положении", отрицательно скажется в целом на демократическом развитии нашего государства".1
Необходимо отметить, что разработка института военного положения осуществлялась в 40-х - 50-х гг. в научных работах Артамонова Д.Н., Берцинского С.М., Власова В.А. Однако эти исследования касалось оснований введения и содержания военного положения в Союзе ССР и проводились на основе исследования советского военного законодательства периода гражданской и Великой Отечественной войн. С момента опубликования этих работ произошли крупные политические изменения и обновление законодательства, которые необходимо тщательным образом исследовать и осмыслить с учетом современных реалий, основных положений военной доктрины Российской Федерации, Концепции национальной безопасности России и новых подходов к организации обороны страны. Указанные обстоятельства объективно свидетельствуют о повышении роли науки военного права, одной из важнейших задач которого на современном этапе является разработка концептуальных положений об институте военного положения в Российской Федерации.
В последнее время определенное внимание правовым проблемам введения и осуществления режима военного положения в Российской Федерации уделено в научных работах Бабурина С.Н., Барынькина В.М., Кузнецова Н.И., Казанчева Ю.Д., Короткова А.П., Кучмы Ю.Н., Орлова Г.В., Рубана A.M., Селюкова В.А., Старова Б.Ф., Стрекозова В.Г., Соковых Ю.Ю., Шупленкова В.П. и некоторых других ученых. Зарубежный опыт регулирования институтов чрезвычайного и военного положения в разное время анализировался в работах Авдеева Ю.И., Домрина А.Н., Ковачева Д.А., Лафитского В.И., Ледях И.А., Морщаковой Т.Г., Урьяса Ю.П.
Однако до настоящего времени не предпринималось попыток отдельного военно-правового исследования режима военного положения с задачей изучить правовую природу военного положения, определить его понятие, дать обобщенную
1 См.: Страшун Б.А. Федеральное конституционное право России. - М.: Норма. - 1996. -С. VI -VII. характеристику организационно-правовых основ введения режима военного положения в обновленной Российской Федерации, рассмотреть механизмы его осуществления через деятельность органов государственной власти и военного управления, а также определить возможные условия ограничения конституционных прав и свобод военнослужащих и других граждан в условиях режима военного положения.
Перечисленные обстоятельства определяют актуальность настоящего диссертационного исследования, направленного на разработку теоретических и организационно- правовых основ введения и осуществления режима военного положения в Российской Федерации. Актуальность настоящего исследования определяется не только определенным устранением пробела в изучении особой специфики режима военного положения, но и тем существенным обстоятельством, что законодательство о военном положении позволит в случае начала возможной войны быстро и эффективно произвести перестройку общества с мирного на военный лад и обеспечить правовыми средствами устойчивое функционирование общества в условиях войны.1 В этой связи безотлагательная разработка законопроекта о военном положении отнесена ведущими военными учеными к числу первоочередных задач совершенствования военного законодательства.2
Все вышеизложенное позволяет утверждать, что исследование всей совокупности проблем военного положения и его реализации входит в настоящее время в число актуальных задач военного права. Приведенные соображения послужили основанием для выбора автором темы данного диссертационного исследования.
1 См. Кучма Ю.Н. Законодательство военного времени. Средства управления государством в условиях Великой отечественной войны.: Дисс. канд. юр. наук. - М.: Военный университет. -1995. - С. 2.
2 См. напр.: Барынькин В.М. Сборник материалов по военной конфликтологии. - М. 1996. - С. 64; Стрекозов В.Г. Правовые основы обороны страны и военного строительства. В Сб.: Юридический справочник для военнослужащих / Под ред. Муранова А.И. - М.: Издательство Бек. - 1997. - С. 7, 16.
Цели и задачи исследования
Цель настоящей диссертации заключается в исследовании военного положения, как особого правового режима деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от организационно- правовых форм и форм собственности, а также в разработке рекомендаций по совершенствованию законодательства о военном положении в Российской Федерации.
Достижение целей исследования осуществлено путем решения следующих основных задач:
1. Проведение сравнительного анализа правового закрепления режима военного положения в действующем законодательстве Российской Федерации, а также в законодательстве России XIX - начала XX века и в советском военном законодательстве.
2. Изучение научных трудов по теме исследования, включая работы дореволюционных юристов, а также специальной литературы по проблемам военного права и военной науки.
3. Исследование международно-правовых требований к режиму военного положения.
4. Исследование опыта правового регулирования военного положения в государствах - членах СНГ, Балтии и некоторых других странах (Германия, Польша, Болгария, Венгрия и др.).
5. Подготовка научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию законодательства о военном положении в Российской Федерации.
Методология и методика исследования
Методологической основой исследования служат общенаучные философские методы диалектического и исторического материализма, а также частные методы познания: исторический, социологический, системно-структурный, логический, сравнительно-правовой и другие.
Нормативно-правовую базу исследования составили международно-правовые акты, Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство в области военного строительства, правовые источники России XIX - начала XX века, законодательные акты Союза ССР, а также зарубежное законодательство (стран-членов СНГ, Балтии, Восточной Европы и некоторых др.) о военном положении.
Исследование базируется на научной литературе по конституционному (государственному) праву, военной администрации, общей теории государства и права, истории государства и права России и зарубежных государств, военной теории, научных трудах юристов дореволюционного и советского периода, работах зарубежных ученых, специальной литературе и архивных материалах.
В работе рассмотрен опыт правового регулирования военного положения на различных исторических этапах развития России, особенно в период гражданской и Великой Отечественной войн, а также практика решения этого вопроса в ряде зарубежных государств.
Учтены выводы фундаментальных исследований в области военного строительства, осуществленных Ахметшиным X. М., Загорским Г. И., Кобликовым A.C., Кузнецовым Н.И., Старовым Б.Ф., Стрекозовым В.Г., Тер-Акоповым A.A. При решении задач работы, связанных с определением места законодательства о военном положении в обшей системе государственных мер по обеспечению безопасности страны в военное время, использованы выводы комплексных исследований различных аспектов права в годы Великой Отечественной войны, изложенные в работах Кучмы Ю.Н.
Теоретические данные, полученные автором в ходе исследования, опубликованы в юридических журналах, а также в академических сборниках научных работ.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования
Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в том, что данная диссертация представляет собой первую в юридической науке попытку комплексного исследования организационно-правовых основ введения военного положения в Российской Федерации и его фактического содержания на основе анализа развития законодательства о военном положении в XIX - XX вв. в России и некоторых зарубежных государствах с учетом современного уровня правовой науки.
Теоретическая значимость исследования определяется разработкой обладающих новизной научных положений, выводов и практических рекомендаций, включающих рассмотрение сущности и содержания военного положения (его понятия, признаков и места в системе мер обеспечения обороны страны), определение основных принципов военного положения, предложений и рекомендаций об условиях осуществления режима военного положения, а также задачах органов государственной власти различного уровня и местного самоуправления в период военного положения.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. В военном праве и конституционном (государственном) праве Российской Федерации военное положение необходимо рассматривать как один из видов особого правового режима деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в исключительных для государства обстоятельствах. Понятие военного положения следует разграничивать с понятием чрезвычайного положения, как другой формы особого правового режима, также применяющегося в Российской Федерации.
2. В отличие от ранее действовавшего законодательства основаниями объявления военного положения в Российской Федерации в современных условиях, исходя из смысла ст. 87 Конституции Российской Федерации, могут являться только причины внешнего характера, представляющие опасность для национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности государства, поскольку иные обстоятельства исключительного характера, обусловленные внутренними причинами, могут рассматриваться только в качестве оснований введения в Российской Федерации чрезвычайного положения. Отсюда следует, что основной целью введения военного положения в стране должно являться создание условий для отражения агрессии против Российской Федерации или предотвращения непосредственной угрозы агрессии.
3. При определении федеральным законодательством факта агрессии или непосредственной угрозы агрессии, как оснований введения военного положения в Российской Федерации, необходимо учесть и использовать положения Резолюции, принятой XXIX сессией Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1974 г, а также другие нормы международного права.
4. При разработке законодательства Российской Федерации о военном положении целесообразно использовать существующую в западноевропейских государствах и США практику заблаговременного правового регулирования основных вопросов введения и поддержания военного положения, включая наделение в условиях военного положения дополнительными полномочиями государственных и правоохранительных органов, а также органов военного управления.
5. Режим военного положения должен включать осуществление органами государственной власти различных уровней и органами местного самоуправления комплекса всесторонних мер специального характера, направленных на создание наиболее оптимальных условий для отражения агрессии против Российской Федерации или предотвращения непосредственной угрозы агрессии.
6. Федеральным конституционным законом "О военном положении" могут быть предусмотрены ограничения отдельных прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства и лиц с двойным гражданством на время военного положения. Одновременно на граждан, а также организации и их должностных лиц в условиях военного положения могут накладываться дополнительные обязанности оборонного характера. Однако подобные ограничения, примерный перечень которых представлен в работе, допускаются только в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Они не могут затрагивать основополагающих прав и свобод граждан и должны соответствовать требованиями ст. ст. 55 и 56 Конституции Российской Федерации.
7. Деятельность органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления в условиях военного положения должна осуществляться на основе Конституции Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом особенностей, установленных федеральным конституционным законом "О военном положении".
8. Основными признаками военного положения являются: перевод Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (или их части) на организацию и состав, предусмотренные для военного времени, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного положения, а также создание и подготовку специальных формирований; перевод экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного положения; использование запасов материальных средств мобилизационного и государственного резервов, запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов; введение в действие и использование запасных пунктов управления Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций; усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; установление особого режима работы средств транспорта и связи; организация гражданской и территориальной обороны; эвакуация населения, объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, временное переселение граждан и других лиц из районов, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им жилых помещений (помещений) для временного или постоянного проживания; установление и обеспечение особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено военное положение; ограничение отдельных прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
9. Для обеспечения режима военного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, одного из субъектов Российской Федерации или в отдельных его местностях, указом Президента Российской Федерации может быть создан специальный федеральный государственный орган, обеспечивающий исполнение режима военного положения. Этот федеральный государственный орган должен подчиняться непосредственно Президенту Российской Федерации.
10. На основании указа Президента Российской Федерации к обеспечению режима военного положения могут быть привлечены соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, которые должны быть наделены необходимыми для этого дополнительными полномочиями.
Практическая значимость исследования и его апробация
Практическое значение исследования определяется тем, что конкретные выводы и рекомендации диссертации могут быть использованы при разработке нормативно-правовой базы, регулирующей введение и осуществление военного положения в Российской Федерации, включая проект федерального конституционного закона "О военном положении" и другие нормативные правовые акты, направленные на дальнейшее совершенствование федерального законодательства о военном положении в Российской Федерации.
В ходе работы над диссертацией автором подготовлены и представлены в Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации предложения по совершенствованию проекта федерального конституционного закона "О военном положении".
Результаты диссертационного исследования предполагается также внедрить в учебный процесс Военного университета при изучении таких учебных дисциплин, как "Государственное (конституционное) право Российской Федерации", "Военная администрация", "Прокурорский надзор в Российской Федерации", "Правовая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации" слушателями и курсантами военно-юридических факультетов Военного университета, а также других военно-учебных заведений при изучении курса "Военное право".
Диссертация подготовлена на кафедре военной администрации, административного и финансового права Военного Университета. Результаты исследования и основные положения работы докладывались автором на заседании кафедры как по отдельным проблемам, так и в целом. Кроме того, отдельные положения диссертации рассмотрены и использованы в аналитической деятельности аппарата Совета Безопасности Российской Федерации.
Объем диссертации и ее структура
Диссертация изложена на 234 листах машинописного текста. Она состоит из двух глав, введения, заключения, библиографического списка использованной литературы и нормативных актов, а также приложений.
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, указаны основные направления исследования, его цели и задачи, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования, даны ссылки на методологическую основу и источники исследования. Здесь же указаны основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе раскрываются теоретические и правовые основы военного положения. На основе сравнительного анализа военного законодательства России, стран-членов СНГ и ряда других европейских государств дано понятие военного положения, рассмотрено его конкретное содержание в различные исторические периоды и в разных странах. Детально исследовано развитие законодательства о военном положении в России в XIX - XX вв., как в дореволюционный период, так и во время гражданской войны, становления советской власти и в период Великой Отечественной войны. Проанализирована возможность применения исторического опыта законодательного регулирования военного положения в России в прошлом к современным условиям. Исследованы современные международно-правовые нормы об основаниях введения военного положения и ограничениях прав граждан в условиях военного времени. С учетом изложенного раскрыто основное содержание военного положения в Российской Федерации, а также представлены предложения по правовому статусу граждан Российской Федерации в период осуществления режима военного положения.
Вторая глава исследования посвящена изучению полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по осуществлению режима военного положения. На основе действующего федерального законодательства в области оборонной безопасности и обобщения опыта поддержания военного положения в России и зарубежных государствах разработаны предложения по содержанию конкретных прав и обязанностей органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления в период военного положения, а также их закреплению в федеральном законодательстве.
В заключении изложены основные выводы исследования, предложения и практические рекомендации по содержанию законодательства Российской Федерации о военном положении.
В приложении приведены составленные автором модель (структура) федерального конституционного закона "О военном положении" (Приложение 1), а также таблицы: "Права и свободы человека и гражданина, которые в соответствии с Конституциями государств-членов СНГ не могут быть ограничены в период военного положения" (Приложение 2) и "Права и свободы человека и гражданина, которые в соответствии с Конституциями государств Восточной Европы не могут быть ограничены в период военного положения" (Приложение 3), наглядно иллюстрирующие сделанные в работе выводы о возможности и объеме ограничения прав граждан и иных лиц в условиях военного положения.
Просмотров: 117 | Добавил: Jordon38 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск

Календарь
«  Октябрь 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz