Главная » 2014»Июнь»23 » Скачать Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий. Кондаков, Дмитрий Анатольевич бесплатно
17:01
Скачать Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий. Кондаков, Дмитрий Анатольевич бесплатно
Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий
Диссертация
Автор: Кондаков, Дмитрий Анатольевич
Название: Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий
Справка: Кондаков, Дмитрий Анатольевич. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.03 / Кондаков Дмитрий Анатольевич; [Место защиты: Моск. ун-т МВД РФ] - Москва, 2009 - Количество страниц: 193 с. Москва, 2009 193 c. :
Объем: 193 стр.
Информация: Москва, 2009
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Развитие законодательства об унитарных предприятиях
11 Государственные предприятия в дореволюционное и постреволюционное время
12 Унитарные предприятия с середины 60-х до конца 80-х годов
XX века
13 Унитарные предприятия в конце 80-х и в постсоветский период
14 Унитарные предприятия в современном законодательстве
Глава 2 Социально-правовой анализ положения государственных и муниципальных унитарных предприятий как субъектов гражданского права
21 Сущность имущественно-производственных отношений в концепции юридического лица
22 Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий на современном этапе развития российского общества
23 Юридическая ответственность руководителя и собственника государственного и муниципального унитарного предприятия
1 Глава 3 Тенденции развития правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий
31 Государство в системе правовых отношений с государственными унитарными предприятиями на современном этапе
32 Специфика функционирования и развития государственных и муниципальных унитарных предприятий
33 Основные причины нарушения законодательства, регулирующего деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий
Введение:
Актуальность темы. В настоящее время Российская Федерация поставлена перед необходимостью решения сложных проблем экономического развития страны в условиях мирового кризиса. Это требует интенсификации поиска внутренних экономических резервов, модернизации и оптимизации деятельности государственного сектора экономики. Поэтому формирование теоретической концепции создания эффективного регулирования правового статуса государственных и муниципальных предприятий как неотъемлемого элемента экономической стратегии государства представляется крайне актуальным.
В последнее время в нашей стране наметилась тенденция повышения роли государства в сфере экономики. Составной частью государственного регулирования применительно к сфере имущественных отношений является управление (или участие в управлении) государственной собственностью. В одобренных российским правительством осенью 1999 г. Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации и летом 2000 г. Основных направлениях социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу выделяются три основных типа объектов такой политики: 1) государственные унитарные предприятия (ГУП) и учреждения; 2) хозяйственные общества с участием государства; 3) недвижимость. В связи с этим большое значение приобретают исследования эффективного управления государственной собственностью, в частности, путем создания государственных предприятий, которые обеспечивают потребности государства, и управления ими.
По данным официальной статистики, на 1 января 2008 г. в стране насчитывалось 14634 государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия. Большая их часть действует в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг - 20,8%; на обрабатывающие производства приходится 15,4% таких предприятий, на торговлю и ремонт автотранспорта и бытовых приборов — 10,2%, сельское и лесное хозяйство - 11,3%, строительство - 8,0%. Эти предприятия составляют в настоящее время основу государственного сектора экономики. Однако государственная экономическая политика направлена на их сокращение.
Актуальность теоретического исследования правового статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий обусловливается также тем, что государственные и муниципальные унитарные предприятия, собственником которых является государство в лице Российской Федерации, вступают не только в гражданско-правовые, но и в административно-правовые, государственно-правовые и трудовые отношения, поэтому необходимо теоретическое и практическое осмысление статуса государственного и муниципального унитарного предприятия, который имеет комплексный правовой характер и действующего на основе положений не только гражданского права, но и иных правовых отраслей, нормы которых недостаточно согласованы, а иногда противоречат друг другу.
Кроме того, многие теоретические и практические вопросы статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий, такие как реструктуризация, режим управления государственной собственностью, защиты прав и законных интересов предприятий и т.д., находятся в настоящее время вне поля зрения законодателя, что не только не способствует эффективности управления государственным сектором, но и отрицательно влияет на эффективность экономики в целом. Заметим, что эта проблема присуща не только российским государственным и муниципальным унитарным предприятиям, но и аналогичным предприятиям за рубежом, что говорит об ее всеобщем характере.
Степень научной разработанности проблемы. В науке гражданского права уделяется пристальное внимание общим вопросам правового регулирования публичной собственности. Различные аспекты права федеральной и муниципальной собственности были объектом изучения В.К. Андреева, И.В. Ершовой, Н.И. Косяковой, Н.М. Коршунова, А.И. Бубликова, Э.Х. Бараевой, Ю.С. Харитоновой, В.Г. Голубцова, А.С. Матненко, В.В. Титова и других ученых.
Несмотря на несомненную значимость понятия предприятия для российской экономики, в научной юридической литературе ему не уделяется достаточного внимания. Предприятие как организационно-правовая форма в виде государственных и муниципальных унитарных предприятий исследовалось в работах таких ученых, как В.А. Белов, Н.М. Коршунов, Н.И. Косякова, А.А. Молчанов, IO.JI. Мареев, Е.К. Орлянская, А.А. Слугина, Ю.С. Харитонова, К.О. Каменева. В науке гражданского права изучению понятия предприятия как имущественного комплекса посвящены, в частности, труды А.В. Бемчева, К.Д. Гайбатовой, А.В. Грибанова, К.Д. Овчинниковой, Ю.С. Поварова, О.Е. Романова, С.А. Степанова, О.В. Чураевой.
Вместе с тем исследования указанных ученых, а также других авторов охватывают далеко не все проблемы правового регулирования создания и I
I деятельности унитарных предприятий. Более того, в последнее время законодательная база в данной сфере была существенно изменена, в связи с чем часть исследований устарела. Причем современные исследования вопросов создания и деятельности унитарных предприятий с точки зрения управления публичной собственностью и реализации функций государства не проводились. Существующие научные работы затрагивают, как правило, лишь отдельные грани этой проблемы, поэтому необходим общий анализ участия этих субъектов в гражданских и предпринимательских правоотношениях.
Целью диссертационного исследования являются комплексный анализ современной правовой базы функционирования государственных и муниципальных унитарных предприятий и выработка на этой основе рекомен
J даций по совершенствованию законодательства об их статусе и его практическому применению в новых экономических условиях.
Достичь указанной цели автор счел возможным с помощью решения следующих задач:
• рассмотреть содержание правового статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий в отношении закрепленного за ними имущества;
• раскрыть правовой режим отдельных видов имущества унитарных предприятий;
• определить правовой механизм передачи государственной собственности из федеральной в собственность субъектов Федерации и роль государственных и муниципальных унитарных предприятий как имущественных комплексов в таком механизме;
• изучить и обобщить существующие в науке подходы к определению понятия управления публичной собственностью путем создания унитарного предприятия;
• исследовать структуру органов управления государственными и муниципальными предприятиями;
• обосновать конкретные предложения по совершенствованию правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Объектом исследования являются гражданские правоотношения, возникающие в сфере правового регулирования статуса и деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают нормы российского законодательства, относящиеся к сфере деятельности унитарных предприятий, а также судебные акты, материалы судебной практики, суждения исследователей, касающиеся изучаемых вопросов.
Методологическую основу данной работы составили общенаучный диалектический метод познания общественных процессов и частнонаучные методы, в том числе историко-правовой, формально-догматический, сравнительно-правовой.
Теоретической основой исследования явились научные труды отечественных и зарубежных юристов, материалы периодических научных изданий. Общетеоретические подходы к изучению различных аспектов правового регулирования публичной собственности автор почерпнул из научных трудов таких правоведов, как Т.Е. Абова, М.М. Агаркова, П.В. Алексий, С.И. Аскназий, Ю.М. Ариста-ков, М.И. Брагинский, С.Н. Братусь, А.Г. Быков, А.В. Венедиктов, Д.М. Генкин, В.В. Гущин, О.С. Иоффе, О.А. Красавчиков, Н.М.Коршунов, В.П. Мозолин, И.Б. Новицкий, А.А. Пушкин, О.Н. Садиков, Ю.К. Толстой, Г.Ф. Шершеневич, В.Ф. Яковлев и др.
Кроме того, в процессе подготовки диссертационного исследования автор опирался на работы по теории государства и права, конституционному, административному и трудовому праву С.С. Алексеева, А.П. Алехина, Ю.М. Козлова, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского, Р.З. Лившица, В.В. Гла-зырева и других ученых.
Нормативно-правовой и источниковедческой базой послужили теоретический и практический правовой материал, материалы судебной практики, законы и подзаконные акты нашей страны советского и постсоветского периодов, а также зарубежных стран с развитой экономикой, статистические материалы, касающиеся вопросов организации и деятельности государственных предприятий.
Эмпирической базой исследования послужила опубликованная, а также проанализированная автором судебная практика по спорам, возникающим по поводу создания и деятельности унитарных предприятий.
Научная новизна работы состоит в том, что на основе анализа правовых проблем, возникших у государственных и муниципальных унитарных предприятий в процессе их функционирования и связанных с новыми явлениями, появившимися в рыночных условиях, проведено комплексное исследование правового статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Выявлены комплексный характер природы унитарных предприятий и их основополагающие признаки, уточнены условия и способы защиты прав и законных интересов как собственника имущества, так и унитарного предприятия. Определены принципы и формы реализации государственной поддержки и правовой защиты государственных и муниципальных унитарных предприятий. В том числе освещены административно-правовые аспекты деятельности органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований по управлению государственной и муниципальной собственностью, закрепленной за унитарными предприятиями. Выявлены специфика создания унитарного предприятия, особенности управления унитарным предприятием.
В работе сформулированы предложения по совершенствованию действующего российского законодательства, регулирующего рассматриваемую область отношений.
Основные положения, выносимые автором на защиту:
1. Особенности государственного унитарного предприятия заключаются:
1) в цели его создания, которая в соответствии с гражданским законодательством определяется как удовлетворение общественных потребностей, производство продукции, имеющей стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства и для получения прибыли; 2) в условии образования государственного предприятия только по решению собственника — государства, субъекта Федерации или муниципального образования.
Исходя из этого можно сделать вывод о специфике предприятий и организаций государственного сектора, их особой роли для развития экономики, что предопределяет необходимость специального правового регулирования, призванного служить реализации возложенных на них государством функций и потому не сводящегося к стандартным нормам гражданского права.
2. Правовой статус унитарных предприятий обладает комплексным характером. Такой подход к определению природы государственных унитарных предприятий позволяет выделить следующие ее основные составляющие: 1) конституционно-правовую (регулирование государственной собственности и ее разграничение, а также создание механизма и реализации непосредственного управления федеральной государственной собственностью);
2) частноправовую (непосредственное участие Российской Федерации в ци-вилистических отношениях на равных началах с другими участниками этих отношений, в том числе и с государственными предприятиями; при этом органы государственной власти в рамках их компетенции могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности); 3) административно-правовую (охрана государственной собственности, а также прав и законных интересов предприятий); 4) трудовую (правоотношения по выполнению трудовой функции, возникающие на государственном унитарном предприятии).
3. Фундаментальное отличие предприятий госсектора состоит в том, что в своей деятельности они должны сочетать решение предпринимательских задач с удовлетворением определенных общественных потребностей (нужд), которые объективно противоречат друг другу. Это, как показывает мировая и российская практика, предопределяет проблему рациональности накладываемых государством на унитарные предприятия ограничений, сохранения их мотивации к эффективной деятельности, а также вводит государство в соблазн вмешиваться время от времени в оперативные вопросы хозяйственной деятельности предприятий госсектора, использовать права по управлению ими для компенсации негативных последствий собственных решений. Поэтому требуется закрепить на законодательном уровне положение о том, что изъятие имущества должно отвечать не только интересам собственника, заинтересованного в получении определенного имущества, но и унитарного предприятия, которое без этого имущества не сможет решать задачи, поставленные перед ним учредителем.
4. Имущество (прибыль), приобретаемое в результате деятельности унитарного предприятия, становится собственностью публично-правового образования. Такое имущество должно способствовать реализации функций публично-правового образования, соответствовать целям его деятельности. Однако отсутствие необходимых средств в распоряжении унитарного предприятия не дает возможности эффективного осуществления им уставной деятельности. В Федеральный закон РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» следует внести положение о порядке перечисления прибыли и ее размере, что позволит унитарным предприятиям нормально развиваться и решать поставленные задачи на основе учета специальной правоспособности унитарных предприятий, а также их правового статуса как коммерческих организаций.
5. Требуется усиление ответственности руководителя унитарного предприятия, что позволит более эффективно отстаивать интересы государства, более гибко и вместе с тем жестче реагировать на действия руководителей государственных унитарных предприятий. Перечень обязанностей руководителя государственного унитарного предприятия, закрепляемый в контракте с руководителем государственного унитарного предприятия, наряду с традиционными обязательствами руководителя должен содержать и обязательства не использовать в своих личных целях средства предприятия, полученную прибыль и произведенную продукцию.
6. В целях возрождения механизма хозяйственного управления унитарными предприятиями следует на нормативном уровне обязать руководство таких предприятий составлять планы финансово-хозяйственной деятельности, бизнес-планы и отчитываться об их выполнении перед учредителем. На основании этих отчетов может быть принято решение о реорганизации предприятий или изъятии у них имущества, используемого не по назначению. В случае же расторжения договора с руководителем унитарного предприятия целесообразно сохранить за ним инициативу в управлении имуществом предприятия до решения вопроса о его новом руководителе.
7. Принципиальным является вопрос о повышении роли трудового коллектива в деятельности государственного унитарного предприятия. Имеющееся законодательство о государственных предприятиях нуждается в совершенствовании и с этих позиций. Работники государственного унитарного предприятия должны иметь соответствующие стимулы к эффективной деятельности. Целесообразно наделить рядовых работников государственных унитарных предприятий возможностями участия в управлении своей организацией с правом совещательного голоса по вопросам административного и трудового характера.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что теоретические положения и выводы, сформулированные в нем, могут быть использованы в процессе дальнейшего совершенствования законодательства о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, а также в правоприменительной практике. Практическая значимость диссертации определяется ее ярко выраженным прикладным характером, о котором свидетельствует совокупность содержащихся в ней рекомендаций по правовому положению государственных и муниципальных предприятий и их применению в законотворческой деятельности.
Основные положения диссертации могут быть использованы в преподавании учебных дисциплин «Гражданское право» и «Предпринимательское право».
Апробация и внедрение результатов исследования. Предложения и
I выводы диссертационного исследования обсуждены и одобрены на заседаI нии кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России. Его основные положения внедрены в учебный процесс и используются при проведении лекционных, семинарских и практических занятий по гражданскому праву.
По теме диссертации опубликованы семь научных статей.
Структура работы обусловлена целью исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя десять параграфов, заключения и списка использованной литературы.