Подборка материаловПонедельник, 07.07.2025, 03:16

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта

Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 31 » Скачать Коррекционно-развивающее обучение географии в школе. Суслов, Валерий Геннадьевич бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: Jordon
Пароль: Jordon
Скачать файл.
17:11
Скачать Коррекционно-развивающее обучение географии в школе. Суслов, Валерий Геннадьевич бесплатно
Коррекционно-развивающее обучение географии в школе

Диссертация

Автор: Суслов, Валерий Геннадьевич

Название: Коррекционно-развивающее обучение географии в школе

Справка: Суслов, Валерий Геннадьевич. Коррекционно-развивающее обучение географии в школе : диссертация доктора педагогических наук : 13.00.02 Санкт-Петербург, 2005 335 c. : 71 07-13/37

Объем: 335 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2005


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава
I Теоретико-методологические основы коррекционио-развивающего обучения географии
11 Тенденции модернизации современного школьного географического образования
12 Коррекционно-педагогический процесс в концепции адаптивной школы
13 Психолого-педагогические основы коррекционноразвивающего обучения
14 Неуспеваемость по географии как проявление школьной дезадаптации
15 Теоретические основы процесса усвоения новых видов познавательной деятельности учапщмися группы риска
Выводы по главе
Глава
II Ученик «групиы риска» объект и еубъек! коррекционно-развивающего обучения
21 Учащиеся «группы риска»: генезис научных взглядов
22 Индивидуально-типологические особенности учащихся «фуппы риска»
23 Современные подходы к организации коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе
24 Проблема дифференцированного подхода к слабоуспевающим учащимся в методике обучения геофафии
Выводы по2 главе
Глава
III Концеиция коррекциоиио-развивающего обучения географии в школе
31 Основные положения концепции
32 Коррекционная направленность учебного процесса при изучении географии
33 Модель коррекционно-развивающей работы учителя геофафии
34 Методическая система коррекционно-развивающего обучения геофафии
35 Профамма по геофафии для 6-9 классов коррекционно-развивающего обучения
36 Технология саморазвития личности школьника структурное звено коррекционно-развивающей работы
Выводы поЗ главе ]7 П1 Реализация концепции коррекциоииоразвивающег о обучения географии
41 Организация учебной деятельности по географии учащихся группы риска
42 Использование коррекционно-развивающих упражнений
43 Приемы формирования ориентировочной деятельности учащихся группы риска на уроках геофафии
44 Роль краеведческого принципа обучения в развитии способностей учащихся
45 Игровая деятельность на уроках географии как разновидность здоровьесберегающих технологий
46 Методические особенности использования новых информационных технологий в обучении географии учеников фуппы риска
47 Формы помощи слабоуспевающему ученику и стимулирующая роль оценки на уроках географии Выводы по4 главе
Глава
V Подготовка и новышение квалификации учителей географии, работающих в сис1еме коррекционно-развивающего обучения
51 Анализ состояния подготовки педагогических кадров
52 Подготовка студентов будущих учителей геофафии
53 Повышение квалификации учителей геофафии
Выводы по главе
Глава
VI Педагогический эксперимент и его результаты
61 Организация педагогического эксперимента
62 Проверка эффективности экспериментального обучения
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение:

Актуальность темы исследования. В числе наиболее важных социальных и педагогических проблем особую актуальность в настоящее время приобрела проблема помощи детям, испытывающим значительные трудности в обучении по различным причинам. Актуальность статистических проблемы становится очевидной при анализе данных и многочисленных психолого-педагогических исследований об особенностях развития детей. По данным научного центра здоровья детей РАМН, 85% детей рождаю гея с неблагополучным состоянием здоровья, только 14% учеников общеобразовательных учреждений практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. В настоящее время, по данным из различных источников, к числу детей «фуппы риска» может быть отнесено до 30-50% школьников. Режим школьной жизни оказывается для таких детей напряженным и приводит к ухудшению соматического и психоневрологического здоровья ослабленного школьника, поэтому возникают проблемы с адаптацией, осложняющие развитие и социализацию детей. Такая ситуация обусловлена и тяжелым социально-экономическим положением многих россиян: ростом числа социально-неблагополучных семей, кризисом духовных ценностей, падением нравственного уровня населения. Определенная доля вины за снижение уровня здоровья детей обоснованно возлагается на школу. Вышеуказанные факторы позволяют сделать очевидный вывод о том, что функционирование общеобразовательной школы на современном этапе требует оказания нуждающимся школьникам комплексной квалифицированной коррекционной помощи, что диктует необходимость применения при работе со слабоуспевающими учениками разнообразных, адекватных уровню их актуального развития методов и средств обучения.Общедоступность и адаптивность системы образования к различным уровням развития и подготовки обучающихся, воспитанников провозглашаются в числе принципов государственной политики в области образования, образовании» что и закреплено отражено в Законом Российской Федерации «Об Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. На практике это положение реализуется в развитии сети специальных классов коррекционно-развивающего обучения (называемых педагогической также классами для компенсирующего детей, имеющих обучения или поддержки) повышенный риск школьной дезадаптации, уступающих сверстникам в развитии и здоровье, детям группы риска (приказ Министерства образования РФ J f 333 от S» 08.09.1992 г.) [149]. Результаты проведенной экспериментальной работы рядом научных коллективов (Г.Ф.Кумарина, Г.Шевченко и др.) убедительно доказывают, что система коррекционно-развивающего обучения (КРО) обеспечивает адекватные педагогические условия для учащихся данной группы, содействует становлению психологически комфортного климата. Однако в полной мере эти вопросы в общеобразовательной школе не решаются в связи с тем, что дети с проблемами в обучении встречаются практически в любом классе, а не только в специально сформированных классах КРО. К настоящему времени проблема дифференцированного подхода к слабоуспевающим учащимся достаточно полпо освещена в психологопедагогической литературе (Ю.К.Бабанский, В.В.Давыдов, В.К.Дьяченко, Л.В.Занков, З.И.Калмыкова, А.Е.Личко, Л.Рубинштейн, У.В.Ульенкова, В.С.Цетлин, исследований В.Ф.Шаталов и др.), к однако количество курсу специальных крайне применительно школьному географии ограничено (Л.В.Апатова, Н.В.Тельтевская, В.Н.Серова, И.Зубов), в связи с чем не определены особенности отбора содержания, методов и средств обучения геофафии, позволяющие в оптимальные сроки ликвидировать пробелы в подготовке и развитии учащихся, что и определяет выбор темы нашего исследования. Актуальность темы исследования подтверждается и состоянием практики обучения в средней школе. Учителя географии испытывают значительные трудности в руководстве познавательной деятельностью слабоуспевающих школьников, называя в качестве основной причины сложившего положения недостаточный уровень своей профессиональной компетенции в связи с отсутствием системного освещения этих вопросов при подготовке в педагогическом вузе. Таким образом, мы считаем целесообразным говорить о сложившихся противоречиях между: декларированием идеи общедоступности и адаптивности образовательного пространства школы и несовершенством вариативных программ, обеспеченных необходимым методическим инструментарием, реализация которых позволит повысить эффективность учебно- воспитательного процесса; наличием несистематизированного практического опыта по вопросам коррекционно-развивающего обучения географии и отсутствием концептуального подхода к осмыслению и решению данной проблемы; методами, приемами, формами обучения и разноуровневой подготовленностью учащихся к получению знаний, умений и навыков, освоения опыта творческой деятельности и опыта эмоционально- ценностного отношения к миру, к деятельности в процессе обучения геофафии; необходимостью подготовки будущего учителя географии к работе с дезадаптированными учащимися и недостаточной разработанностью форм и методов такой подготовки. Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: каковы теоретико-методологические основания современной теории и практики коррекционно-развивающего обучения геофафии в школе? Цель исследования заключалась в разработке концепции коррекционно-развивающего обучения географии и реализации ее в системе школьного образования. Объект исследования: процесс коррекционно-развивающего обучения географии учащихся общеобразовательной школы, обеспечивающий оптимальные варианты учебно-нознавательной деятельности и развития школьника группы риска. Предмет исследоваиия: теория и практика коррекционно- развивающего обучения географии в школе. Гипотеза разработанная развивающего исследования концепция обучения и заключается апробированная будут в предположении, что методика коррекционноповышению географии способствовать эффективности учебно-воспитательного процесса, развитию потенциальных возможностей и творческой активности учащихся группы риска, если: изучены ее научные предпосылки, содержащиеся в теориях развивающего, индивидуального и личностно-ориентированного обучения, а также в концепции адаптивной школы; дано обоснование причин неуспеваемости учеников по географии; обоснована совокупность принципов и условий эффективности коррекционно-педагогической деятельности учителя географии; будет разработана и внедрена в учебно-воснитательный процесс модель коррекционно-развивающей работы учителя географии; будет разработана и анробирована методическая система коррекционно-развивающего обучения географии в школе, предполагающая внедрение специально составленной программы школьного курса географии для классов КРО и обеспечивающая разнообразные формы активизации интеллектуальной деятельности слабоуспевающих учащихся; процесс географии подготовки повышения их квалификации учителей направлен на развитие готовности к коррекционно- развивающей работе и осуществляется с учетом концептуальных положений, определяющих сущность и содержание этой деятельности. Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи исследования: 1. Выявить научно-практические предпосылки коррекционно- развивающего обучения географии. 2. Провести анализ категориального статуса понятий «неуспевающий ученик», «слабоуспевающий школьник», «трудный ученик», «дети группы риска», «коррекционно-педагогическая деятельность». 3. Выявить тенденции и особенности коррекционно-педагогической работы в современной общеобразовательной школе. 4. Разработать авторскую концепцию и апробировать методическую систему коррекционно-развивающего обучения географии в школе, обеспечивающую самореализацию личности и индивидуальное развитие школьника. 5. Разработать программу по географии для 6-9-х классов, учитывающую особенности познавательной деятельности учащихся группы риска. 6. Разработать модель и содержание этапов коррекционной работы учителя географии по созданию адаптивного пространства для слабоуспевающих учащихся. 7. Разработать модели и способы подготовки педагогов к работе с детьми фуппы риска в вузе и в системе повышения квалификации, а также обосновать содержание профессионально-педагогической подготовки. 8. В ходе экспериментального обучения проверить эффективность разработанной методики. Многоаспектность затронутых вопросов потребовала исследования по нескольким направлениям, что заставило нас проводить углубление в феноменологию рассматриваемых проблем лишь настолько, насколько это было необходимо для аргументации положений выдвинутой гипотезы. В исследование введено ограничение: не рассматривается работа учителей географии с детьми, обучающимися в спецшколах и имеющими отклонения в развитии по психопатологическим и другим медицинским показателям. Теоретико-методологическую основу исследования составили: учение о закономерностях и движущих силах психического развития ребенка (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин); учение Л.С.Выготского; психологические (К.А.Абульханова-Славская, концепции личности, деятельности, Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, общения о зонах актуального и ближайшего развития А.Н.Леонтьев, А.В.Нетровский, Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.); современные теории и концепции личностно-ориентированного обучения и воспитания личности (В.А.Сластенин, Е.В.Бондаревская, К.Роджерс, И.С.Якиманская и др.); теории В.В.Давыдов); методологические концепции содержания образования развивающего обучения (Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, (В.В.Краевский, М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер); теория поэтапного формирования умственной деятельности (П.Я.Гальперин, Е.Н.Кабанова-Меллер); синтез идей проблемного-развивающего М.И.Махмутов обучения (И.Я.Лернер, и дифференциации и др.), а также индивидуализации обучения (А.А.Кирсанов, Ю.К.Бабанский, Е.С.Рабунский, И.Э.Унт); социально-педагогическая человека и среды концепция активного взаимодействия (С.А.Беличева, в процессе социализации личности Б.З.Вульфов, В.И.Загвязинский, И.А.Зимняя, И.С.Кон, Т.Шацкий и др.); концептуальные (К.А.Абульханова-Славская, положения подготовки педагогов в вузе Е.В.Бондаревская, Г.А.Бордовский, Е.С.ЗаирБек, Н.В.Кузьмина, В.В.Лаптев, Н.Ф.Радионова, В.А.Сластенин, В.П.Соломин, А.П.Тряпицына и др.); теория адаптации школьников (А.С.Границкая, Т.М.Давыденко, Н.П.Капустин, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова, Е.А.Ямбург и др.); современные научные идеи в области коррекционно-развивающего обучения (М.Э.Вайнер, А.Д.Гонеев, Г.Ф.Кумарина, Н.М.Назарова, Г.Шевченко, Д.С.Шилов и др.), а также выводы педагогов и психологов по проблеме стойкой неуспеваемости (З.И.Калмыкова, А.М.Гельмонт, Л.В.Орлова, В.С.Цетлин, У.В.Ульенкова, М.К.Акимова и др.); работы методистов-географов по проблеме дифференцированного подхода к учащимся (Н.Н.Баранский, И.И.Баринова, А.В.Даринский, Л.А.Апатова, И.В.Душина, Г.А.Понурова, Л.М.Панчешникова, Т.П.Герасимова, И.П.Махова, Г.Я.Нечепуренко и др.). Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: философской, литературы; теоретический анализ проблемы и на основе изучения психолого-педагогической анализ нормативных научно-методической программ и учебно- документов, методических пособий по геофафии с целью выявления в них объективных возможностей для реализации принципов коррекционно-развивающего обучения; анализ организации процесса обучения географии в классах КРО общеобразовательных школ; обобщение передового опыта работы учителей; методы опроса (анкетирование, интервьюирование, беседа), диагностические методы прямого и косвенного наблюдения; анализ продуктов деятельности школьников обследование; и студентов; диагностическое психолого-педагогическое и контрольный констатирующий, формирующий эксперименты; статистические методы обработки результатов исследования. Использован личный опыт работы диссертанта в качестве учителя географии, преподавателя кафедры методики обучения геофафии и краеведению РГПУ им. А.И.Герцена и преподавателя Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования.Опытно-экспериментальную базу исследования составили: общеобразовательные учреждения всех районов Санкт-Петербурга (общее количество школ и других образовательных учреждений 172), школы 2, 8 г. Челябинска, 122 г. Снежинска Челябинской области. 10 г. Орла, 1 г. Рузаевка Мордовии, 177 г. Зеленогорска Красноярского края, школа-интернат г, Касимова Рязанской области, средняя общеобразовательная школа г. Абаза Республики Хакасия, школа 7 г. Коряжмы Архангельской области, школа 2 г. Усинска Республики Коми, гимназия г. Козьмодемьянска Республики Марий Эл, школа 1 г. Клина Московской области; образовательные учреждения других государств гимназия г. Новополоцка Республики Беларусь, школа Peetri Kool г. Нарвы Эстонии; геофафический факультет Российского государственного Академия педагогического постдипломного университета педагогического имени А.И.Герцена; образования Санкт-Петербурга, Ленинградский областной институт развития образования. В ходе исследования на различных этапах эксперимента приняли участие 4676 учащихся, более 600 специалистов: учителей географии, директоров школ и их заместителей, студентов педагогического вуза; более 500 родителей учащихся. Этапы исследования. Основная часть исследований выполнялась соискателем на протяжении последних 12 лет (1993 2005 гг.) и включала три этапа. На первом этапе (1993-1999 гг.) определены цели и задачи исследования; изучено состояние исследуемой проблемы в педагогической, психологической и методической областях науки; велось наблюдение за деятельностью; определена методика констатирующего эксперимента; обобщен опыт работы педагогов школ Санкт-Петербурга и других регионов страны; проведен констатирующий эксперимент, обобщены полученные результаты; выявлены трудности и недостатки по проблеме обучения географии слабоуспевающих учащихся. Проведены апробация некоторых идей и подходов к проблеме в научных дискуссиях, создание сети образовательных учреждений для участия в экспериментальной работе. На втором этапе (1999-2004 гг.) выявлены научно-практические предпосылки коррекционно-развивающего обучения географии; проведено моделирование способов и путей рещения проблемы, уточнение отдельных компонентов концепция исследования. Разработана и апробирована авторская в коррекционно-развивающего обучения географии общеобразовательной щколе; определены условия ее реализации; обоснована и детально проработана методика обучающего эксперимента. Определены структура, модели и программы подготовки студентов и учителей к коррекционной работе в условиях педагогического вуза и учреждений повышения квалификации педагогических работников. На третьем этапе (2004 2005 гг.) проводилась повторная серия экспериментов и систематизация и обобщение полученных результатов, их содержательная интерпретация, оформление выводов и внедрение рекомендаций в практику работы школ; оформление диссертационного исследования. Апробация и внедрение результатов исследования проводились в учебно-воспитательном процессе в ряде школ Санкт-Петербурга в образовательных учреждениях и 10 регионов России, а также Украины, Эстонии, Республики Беларусь; в работе со студентами геофафического факультета РГПУ имени А.И.Герцена, со слушателями Академии постдипломного педагогического образования Санкт-Петербурга (СПбАППО) и в публикациях. Результаты кафедре и основные положения исследования обсуждались на обучения географии и краеведения РГПУ имени методики А.И.Герцена (1995 2005 гг.), на заседаниях секций географического образования, социальной и экономической геофафии Русского геофафического общества (2004 г.), на научных чтениях в Московском центре РГО (2005 г.), на Всероссийских курсах повышения квалификации заместителей директоров школ и учителей классов КРО (Москва, 1997 г.). Основные идеи и результаты диссертационного исследования обсуждались на десяти международных научно-практических конференциях и семинарах (Международная конференция «Непрерывность развития профессиональнотворческих способностей учащихся и студентов в системе образования», Киев-Мелитополь, 1997; IV Международный научно-методический семинар «Непрерывное технологии», географическое Харьков, 1998; образование: инновационные методы и И Международная научно-методическая конференция «Качество образования. Нроблемы оценки. Управление. Опыт», Новосибирск, «Нодготовка 1999; международная научно-практическая конференция дисциплин 2004; в VII условиях и VIII будущего учителя образовательной естественных среды», моделирования Полтава, Российско-Американские научно-практические конференции «Актуальные вопросы современного университетского образования», Санкт-Нетербург, 2004-2005; XIII Международный научно-методический семинар «Новые направления географических и картографических исследований в учебных заведениях стран СНГ», Харьков, 2004; практическая конференция «Постдипломное V международная образование в научносистеме непрерывного образования», Санкт-Петербург, 2005 и др.), а также на ряде российских, региональных, межвузовских научных и научно-практических конференций в гг. Санкт-Петербург, Смоленск, Новосибирск, Псков, Архангельск, Владимир, Якутск. Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе работы соискателя учителем геофафии, преподавателем РГПУ им. А.И.Герцена и СПбАППО, а также путем организации экспериментальной работы в образовательных учреждениях Эстонии, Беларуси, Украины и ряда регионов России. Внедрению научно-практических результатов способствовали публикации монографии, учебно-методических пособий, статей, сборников научно-методических трудов участников опытно-экспериментальной работы.Основные концептуальные идеи данного исследования заложены в программу курса «Коррекционно-развивающее обучение географии» для студентов РГПУ им. А.И.Герцена, а также в программу повышения квалификации учителей географии Санкт-Петербурга на базе СПбАППО (годичные, летние, проблемно-целевые курсы). Научная новизиа исследования заключается в следующем: впервые дан концептуальный анализ коррекционно- развивающего обучения географии в школе; разработана модель коррекционной работы учителя географии, определены основные этапы и содержание этой деятельности с учетом междисциплинарного подхода; разработана и апробирована методическая система коррекционноразвивающего обучения геофафии; разработаны географических и апробированы модели подготовки вузов и студентов повышения факультетов педагогических квалификации учителей географии к работе с учащимися группы риска, определен содержательный компонент этой подготовки. Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: обосновано значение коррекционно-развивающего обучения географии как современной тенденции дифференциации образования и педагогической формы помощи детям с трудностями в обучении, способствующей формированию их географической культуры; раскрыта роль школьного курса географии в осуществлении и показаны ее возможные коррекционно-педагогической деятельности направления; выявлена совокупность технолого-педагогических, нравственно- психологических и индивидуально-личностных условий, способствующих эффективности обучения учащихся фуппы риска; уточнены задачи и определены этапы коррекционно- педагогической деятельности при изучении школьного курса геофафии: 1) диагностико-прогностический; 2) коррекционно-формирующий; 3) оценочнонроективный; раскрыты структурные компоненты готовности учителя к коррекционно-педагогической деятельности со слабоуспевающими учащимися; определены условия, способствующие повышению его профессиональной компетентности. Практическая значимость исследоваиия состоит в следующем: разработана эффективная методическая система обучения учащихся фуппы риска на уроках географии и во внеурочной деятельности, которая внедрена в учебный процесс в 12 регионах Российской Федерации, а также в образовательных учреждениях Беларуси, Украины, Эстонии; опубликованы методические пособия, раскрывающие основные результаты исследования; разработана авторская профамма по геофафии для 6-9-х классов с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся фуппы риска; составлено планирование коррекционно-развивающей работы; предложены учебные задания по школьному курсу геофафии, направленные на коррекцию характерных недостатков учебной деятельности школьников; определены формы внедрения технологии саморазвития личности школьников в процесс обучения геофафии, позволяющие стимулировать их стремление к самосовершенствованию; разработана профамма курса «Коррекционно-развивающее обучение геофафии в школе» для студентов геофафических факультегов педагогических вузов; разработана учебная профамма курсов повышения квалификации учителей геофафии, направленная на освоение ими содержания коррекционно-педагогической деятельности и способов организации учебной деятельности слабоуспевающих учащихся. Достоверность и обосноваииость результатов были обеспечены: использованием поставленным задачам; внутренней серии методов исследований, адекватных непротиворечивостью полученных данных, их соответствием теоретическим положениям и выводам педагогической, психологический и географической наук, теории и методике обучения географии; длительностью эксперимента, его повторяемостью и контролируемостью, широкой экспериментальной базой; репрезентативной выборкой, статистической обработкой и валидностью данных педагогического эксперимента. На защиту выносятся: 1. Концепция коррекционно-развивающего обучения школе и ее теоретическое обоснование. 2. Модель, основные этапы и содержание коррекционно-развивающей работы учителя географии с учетом междисциплинарного подхода. 3. Методическая географии в щколе. 4. Модели подготовки студентов географических факультетов система коррекционно-развивающего обучения геофафии в педагогических вузов и повышения квалификации учителей геофафии к работе с учащимися фуппы риска, содержательный подготовки. 5. Результаты исследования, отражающие эффективность компонент этой разработанной концепции коррекционно-развивающего обучения геофафии в школе.
Просмотров: 177 | Добавил: Jordon38 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск

Календарь
«  Октябрь 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz