Институт помилования: криминологические и уголовно-правовые аспекты
Диссертация
Автор: Кавелина, Ольга Геннадьевна
Название: Институт помилования: криминологические и уголовно-правовые аспекты
Справка: Кавелина, Ольга Геннадьевна. Институт помилования: криминологические и уголовно-правовые аспекты : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.08 / Кавелина Ольга Геннадьевна; [Место защиты: Рост. юрид. ин-т МВД РФ] - Ростов-на-Дону, 2009 - Количество страниц: 227 с. Ростов-на-Дону, 2009 227 c. :
Объем: 227 стр.
Информация: Ростов-на-Дону, 2009
Содержание:
Введение <
Глава 1 Институт помилования в Российской федерации
11 Понятие и правовые основы помилования
12 Механизм и тенденции помилования 36 13 Помилование и амнистия: сходные черты и различия
Глава 2 Криминологическая характеристика личности осужденных, обратившихся за помилованием, и совершенных ими преступлений
21 Криминологическая характеристика личности 83 осужденных, обратившихся за помилованием
22 Характеристика преступлений, совершенных 102 осужденными, подающими ходатайство о помиловании
23 Отражение характеристик личности осужденных в 125 ходатайствах о помиловании
Глава 3 Помилование и достижение целей предупреждения преступлений
31 Помилование и посткриминальное поведение лиц, к 136 которым оно применено
32 Сопоставительный анализ результатов помилования, 148 амнистии и условно — досрочного освобождения
33 Совершенствование правовых и организационных основ помилования
Введение:
Актуальность темы исследования.
Помилование является особым институтом смягчения правового положения осужденного. Это определяется не только обособленным местом помилования среди иных мер прерывания уголовного наказания, и специфическим механизмом его осуществления, но, главным образом, субъектом применения, поскольку помилование, согласно Конституции РФ осуществляется Президентом РФ.
Более того, тенденции помилования, по той же причине, отражают общие тенденции уголовной политики в стране. На некоторых исторических этапах помилование использовалось в общих политических целях, без учета истиной криминологической обстановки. Например, такая ситуация сложилась в России в период действия комиссии по помилованию при Президенте РФ, созданной в соответствии с Указом Президента РФ № 17 от 12.01.1992 года « О комиссии по вопросам помилования». Массовое помилование шло вразрез с состоянием и негативными тенденциями преступности. По утверждению исследователей в указанный период было помиловано 69 856 осужденных.1 После введения моратория на смертную казнь, корректировке посредством помилования подвергались от 90 % до 98% приговоров, в отношении приговоренных к исключительной мере наказания. Таким образом, помилование фактически использовалось как институт массовой корректировки судебной практики, что искажало его смысл, подрывало авторитет правосудия, доверие к государственной власти, препятствовало восстановлению социальной справедливости в процессе исполнения наказания.
При этом особенно парадоксальным является тот факт, что на фоне массового применения помилования, в большинстве случаев оно применялось в отношении особо опасных преступников, отбывающих лишение свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления. Решения Президента РФ публиковались в СМИ, чем вызвали в обществе
1 Гордиенко И. Не верь, не бойся, не проси //Новая газета, № 46 от 30.06.2008 года представление о помиловании, как об институте, направленном на освобождение от наказания убийц и бандитов.
Указом Президента РФ «О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации» № 1500 от 28.12.2001г. порядок осуществления помилования был подвергнут существенной корректировке - комиссия по помилованию при Президенте РФ была расформирована и созданы комиссии по вопросам помилования на территории субъектов РФ. Впоследствии Указом Президента РФ от 16.03.2007 N 359 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере юстиции» в Указ № 1500 были внесены изменения, касающиеся механизма осуществления помилования. Указом № 1500 было утверждено Положение «О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации», в котором установлены некоторые рекомендации по применению помилования к преступникам в зависимости от характеристики их личности. Однако, эти рекомендации не только не носят обязательного характера но и не содержат никаких ограничений ни по степени тяжести преступлений, ни по срокам отбытого наказания, а направлены лишь на ограничение помилования ранее судимых лиц.
Между тем, проведенное нами исследование свидетельствует, что около 87% лиц, подающих ходатайства о помиловании осуждены за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Сроки наказания, отбытого на момент подачи ходатайства, в большинстве случаев (54,3%), менее половины от срока, назначенного приговором суда.
Более того, документы, предоставляемые администрацией исправительных учреждений вместе с ходатайством о помиловании, не дают объективной картины о личности осужденного, о его поведении до совершения преступления, об условиях жизни в случае его помилования, а также, не отражают мнения потерпевшего по вопросу применения помилования к преступнику.
Таким образом, можно отметить неполноту существующего законодательства, регулирующего помилование, а также необходимость устранения указанных пробелов.
В ходе исследования установлено значительное сокращение применения помилования в России за последние 7 лет, т.е за время действия упомянутого ранее Указа Президента РФ № 1500. Это, по нашему мнению, обусловлено на макроуровне изменением уголовной политики, а кроме того - изменением критериев применения помилования и механизма его осуществления.
Происшедшие изменения нуждаются в изучении, анализе и разработке предложений по дальнейшему совершенствованию института помилования.
Личность преступников подающих ходатайства о помиловании в настоящее время изучена недостаточно, а между тем она представляет значительный теоретический и практический интерес.
Приведенные выше обстоятельства обусловили выбор темы диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы.
Помилование, являясь особым правовым институтом, интересовало как древних исследователей, таких как Аристотель и Ч. Бекария, так и наших современников.
В России данный вопрос вызывал интерес как в дореволюционной так и в современной науке. Исследованием помилования в РФ занимались и занимаются такие ученые, как Ю.М. Антонян, А .Я. Гришко, Н.Д. Дурманов, В.К. Дуюнов, Н.В. Елисеева, К.И. Журавлев, С.И. Зельдов, В.Е. Квашис, Д.А. Корецкий, И.Л. Марогулова, К. Мирзажанов, A.C. Михлин, П.С. Ромашкин, С.Н. Сабанин, В.И. Селиверстов, В.В. Скибицкий, K.M. Тищенко, Ю.М. Ткачевский, К.Ф. Халтулари и другие.
На тему помилования написан ряд кандидатских и докторских диссертаций: В.Е. Квашисом, А.Ф. Козловым, Н.В. Елисеевой, И.А.
Гукасовым, A.B. Каболовым, O.B. Левашовой, И.Л. Морагуловой, K.M. Тищенко, С.З. Ханмагомедовым (по материалам республики Дагестан).
Однако сложность и многоплановость данной темы, а также изменения в законодательстве и резкое изменение практики помилования в последние годы, обуславливают актуальность дальнейших научных исследований в данном направлении.
Объектом исследования являются общественные отношения возникающие в процессе применения к осужденным помилования, амнистии и условно-досрочного освобождения.
Предметом исследования являются понятие и правовая природа института помилования, определяющие его правовые нормы, механизм его применения и место среди иных институтов смягчения правового положения осужденных, личность осужденных, подающих ходатайства о помиловании, совершенные ими преступления.
Цели и задачи. Целями настоящей работы является: выработка понятия и определение правовой природы помилования, а также его места среди институтов смягчения правового положения осужденного, механизма применения помилования; отграничение помилования от амнистии; криминологическая характеристика личности осужденных, обратившихся за помилованием, а также совершенных ими преступлений, анализ мотивации ходатайств о помиловании; выработка предложений по совершенствованию нормативной базы помилования.
Задачами настоящей работы являются: изучение правовых основ и формулировка понятия помилования; определение структуры правоотношений, возникающих при применении помилования; обоснование правовой природы помилования; криминологическая характеристика лиц, обратившихся за помилованием и совершенных ими преступлений; классификация инстанций, по которым проходит ходатайство о помиловании; анализ сроков прохождения ходатайств о помиловании по инстанциям и разработка предложений по их совершенствованию; определение соответствия уголовной политики, в сфере помилования количественным и качественным характеристикам современной преступности.
Методология исследования. В диссертации использованы общенаучные методы, а также сравнительно — правовой и статистический методы, метод анкетирования, экспериментальных оценок и изучения документов.
Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Указы Президента РФ и утвержденные ими Постановления, регулирующие отношения по применению помилования в РФ, Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Постановления Пленумов Верховного Суда РФ, инструктивные письма Управления Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан и другие нормативные материалы.
Эмпирическая база исследования. В ходе исследования было изучено 300 ходатайств о помиловании, поданных осужденными в Комиссию по помилованию на территории Ростовской области. Интегрированные данные сведены в таблицу (Приложение № 1) и легли в основу выводов и предложений автора.
В рамках настоящего исследования был использован метод экспертных оценок и проведено анкетирование 24-х членов комиссий по помилованию на территории Ростовской области и Краснодарского края. Анкета приводится в диссертации (Приложение № 2).
Помимо этого было проведено анкетирование 36 Федеральных судей по уголовным делам Первомайского, Ворошиловского, Ленинского Октябрьского, Железнодорожного районных судов г. Ростова-на-Дону, Родионово-Несветайского суда Ростовской области. Анкета приводится в диссертации (Приложение № 3).
Научная новизна исследования. В настоящей работе проведено комплексное изучение института помилования, включающее в себя теоретическое осмысление понятия и правовой природы данного института, основанное на новейшем законодательстве, а также ведомственных инструкциях и письмах, регулирующих его применение.
В результате изучения существующего механизма осуществления помилования, автором впервые предложена классификация инстанций прохождения ходатайства о помиловании, а также высказана и аргументирована точка зрения о несовершенстве нормативной базы, регулирующей применение помилования в РФ, и предложены варианты его усовершенствования.
Проведен сопоставительный анализ институтов помилования и амнистии, а также результатов применения институтов помилования, амнистии и условно-досрочного освобождения. На основании которого автор приходит к выводу о неэффективности массового применения указанных институтов и вносит конкретные предложения по совершенствованию их применения.
В результате проведенного исследования автором дана криминологическая характеристика личности осужденных, подающих ходатайства о помиловании, а также совершенных ими преступлений.
Автором вносятся конкретные предложения по совершенствованию применения помилования к преступникам в Российской Федерации, с учетом выявленных особенностей личности осужденных, подающих ходатайства о помиловании.
Положения, выносимые на защиту:
1. Диссертант определяет помилование как конституционную деятельность Президента РФ, в результате которой он, вне обычного порядка смягчения наказания, улучшает правовое положение конкретного осужденного, признающего свою вину, полностью или частично освобождая его от отбывания оставшейся части наказания, либо заменяя наказание, более мягким, либо освобождая от правовых последствий отбытого уголовного наказания, в случае, если совокупность данных о личности осужденного позволяет сделать вывод, что в дальнейшем он не совершит нового преступления.
2. Автор определяет структуру правоотношения по применению помилования, в которой Президент РФ является единственным субъектом помилования, объектом являются отношения по исполнению уголовного наказания, а осужденный выступает в качестве предмета помилования. Таким образом, помилование — это правоотношение в ходе которого Президент РФ оказывает воздействие на осужденного, посредством прерывания уголовного наказания или снятия судимости.
3. Автором работы обосновывается межотраслевая правовая природа помилования, суть которой состоит в том, что данный институт совокупно регулируется нормами конституционного, уголовного, уголовно-исполнительного и административного права. Так, право осужденного просить о помиловании, а Президента РФ помиловать преступника закреплено в Конституции РФ, суть помилования имеет уголовно-правовое содержание, выражающееся в прекращении исполнения или смягчении уголовного наказания. Нормы административного права носят обеспечивающий характер, регулируя деятельность ряда инстанций, по которым проходит ходатайство. Нормы уголовно-исполнительного права выполняют процедурный характер, а именно - им урегулированы основания и порядок подачи ходатайства, последствия подачи ходатайства, а также последствия его удовлетворения.
5. Анализируя порядок прохождения ходатайства о помиловании автор подразделяет инстанции на следующие виды: 1. Обеспечивающие прохождение ходатайств (администрация исправительного учреждения и территориальный орган уголовно — исполнительной системы); 2. Обеспечивающие рассмотрение ходатайств (отдел по помилованию Администрации субъекта Российской Федерации и департамент организационной работы по вопросам помилования управления по защите конституционных прав граждан Администрации Президента РФ); 3. Принимающие юридические решения предварительного характера (комиссия по вопросам помилования на территории субъекта РФ и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации), а также принимающее окончательное юридически значимое решение (Президент РФ).
6. Анализируя сроки рассмотрения ходатайств о помиловании, автор отмечает, что на прохождение ходатайства на территории субъекта Российской Федерации Указом Президента РФ № 1500 от 28.12.2001 г. "О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации", (в редакции Указа Президента РФ от 16.03.2007 г. № 359) отведено 73 дня. Сроки рассмотрения в вышестоящих инстанциях не регламентируются. Автор предлагает установить такой срок для Департамента организационной работы по вопросам помилования Управления по защите конституционных прав граждан Администрации Президента РФ - 30 дней, для Президента РФ - 50 дней.
7. Анализируя преступления, совершенные лицами, подающими ходатайства о помиловании, автор отмечает, что это в основном умышленные (99 %) тяжкие и особо тяжкие (87 %) преступления против личности (убийства и причинение тяжкого вреда здоровью человека - 63 %), имеющие в основном насильственную или корыстно насильственную направленность (разбой - 17,5 %), нередко совершенное в составе группы (48,3 %), с применением оружия (28,7 %) или предметов, используемых в качестве оружия (27 %), с наличием в действиях как обстоятельств, смягчающих (48 %), так и отягчающих наказание (33 %). Несмотря на неблагоприятные качественные характеристики этих преступников, сроки назначенного им наказания в большинстве случаев колеблются от минимального до среднего предусмотренного санкцией соответствующей статьи УК (62,7 %). Диссертант делает вывод, что правоприменительная практика неадекватна качественным характеристикам данных преступлений.
8. Диссертант отмечает, что ходатайства о помиловании, как правило, обосновываются обстоятельствами, связанными с личностью и проблемами самого осужденного (95,3 %). В связи с этим диссертант предлагает обязательно учитывать мнение потерпевшего по вопросу помилования.
9. Диссертант отмечает, что в настоящее время ходатайства о помиловании, в основном, подают лица, осужденные за тяжкие, и особо тяжкие преступления (87 %), в связи с этим предлагается ввести дополнительные критерии для помилования таких лиц в виде примерного перечня исключительных обстоятельств, а также установить минимальные сроки отбытия наказания, после которых возможно обращение за помилованием.
Теоретическая и практическая значимость работы. Работа является дополнением существующих теоретических знаний, поскольку в ней разработано авторское определение помилования, определена межотраслевая правовая природа данного института, а также сформулирована структура правоотношения по применению помилования, дана криминологическая характеристика лиц, обращающихся за помилованием, приведен сопоставительный анализ институтов помилования и амнистии, сделан ряд выводов и предложений, представляющих теоретическую значимость для уголовного права, криминологии и правоприменительной практики.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при выработке критериев применения помилования комиссиями по вопросам помилования на территории субъектов РФ. Выводы, представленные в диссертационном исследовании, могут оказать помощь членам комиссий, судам и прокурорам. Предложения по совершенствованию механизма рассмотрения ходатайств о помиловании, об установлении максимальных сроков рассмотрения ходатайства и расширении перечня материалов, прилагаемых к ходатайству, могут способствовать более тщательной оценке личности осужденного, а также совершенствованию процедуры применения помилования.
Результатом диссертационного исследования явились предложения по совершенствованию института помилования, предложено внести соответствующие изменения и дополнения в Конституцию РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Указ Президента Российской Федерации "О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации" № 1500 от 28.12.2001 года, а также Положение "О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации", утвержденное Указом Президента Российской Федерации № 1500 от 28.12.2001 года.
Апробация работы. Материалы исследования были внедрены в практическую работу Комиссии по помилованию на территории Ростовской области путем: 1) заслушивания на заседании комиссии результатов изучения и обобщения 300 ходатайств осужденных о помиловании и сделанных выводов; 2) направления комиссией информационного письма в Управление Администрации Президента РФ по защите конституционных прав граждан; 3) направления комиссией информационных писем Прокурору Ростовской области и Председателю Ростовского областного суда; 4) доведения результатов исследования до сведения судей Ростовского областного суда
Некоторые из основных положений диссертационного исследования нашли свое отражение в 5 научных публикациях, в том числе в центральных журналах "Закон и право" и "Преступление и наказание".
Структура диссертации определяется целями и задачами исследования, состоит из введения, трех глав, включающих в себя 9
|