Формирование механизма стратегического развития профессионального образования
Диссертация
Автор: Половенко, Елена Александровна
Название: Формирование механизма стратегического развития профессионального образования
Справка: Половенко, Елена Александровна. Формирование механизма стратегического развития профессионального образования : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.05 Санкт-Петербург, 2006 141 c. : 61 06-8/2616
Объем: 141 стр.
Информация: Санкт-Петербург, 2006
Содержание:
Введение
Глава
I Теоретические подходы к стратегическому развитию системы профессионального образования
11 Внешние, внутренние факторы и условия, определяющие не- обходимость стратегического развития профессионального образования
12 Особенности стратегического управления развитием высшего профессионального образования
Глава
II Анализ деятельности учреждений профессионального образования и создание рационального механизма стратегического управления учреждениями высшего профессионального образования
21 Анализ ретроспективного развития образовательных учреждений и меры по повышению социально-экономических результатов деятельности учреждений высшего профессионального образования Мурманской области
22 Методические подходы к созданию рационального механизма стратегического управления развитием высшего профессионального образования
Глава
III Направления и реализация стратегического развития учреждений высшего профессионального образования
31 Направления и меры по обеспечению стратегического развития учреждений высшего профессионального образования
32 Реализация стратегий управления социально-экономическим развитием зтреждений высшего профессионального образования Мурманской области
Заключение
Библиография
Введение:
Актуальность темы исследования. Существенные изменения конъюнктуры на рынках образовательных услуг, труда специалистов высшего звена, влияние негативных факторов неустойчивой внешней среды на развитие учреждений профессионального образования, на экономические и социальные результаты, качество оказания образовательных услуг требуют от разноуровневых органов текущего и перспективного развития учреждений высшего профессионального образования принятия комплексных мер, направленных на противодействие влиянию негативных факторов внешней и внутренней сред. Основой противодействия негативным воздействиям факторов внешней и внутренней сред в неопределенном времени на текущее функционирование и перспективное (средне-, долгосрочное) социально-экономическое развитие учреисдений высшего профессионального образования выступает система управления, имеющая целевую ориентацию на рост экономической и социальной результативности образовательного учреждения, способная решать как текущие (оперативные), так и долгосрочные задачи удовлетворения потребителей в образовательных услугах. Система стратегического менедяшента учреждений высшего профессионального образования, являясь инструментом обоснованного достижения намеченных целей в условиях существенных изменений внешней и внутренней сред, обеспечивает рациональное элементное взаимодействие посредством соблюдения правил, способов и технологических процедур своего формирования и функционирования, соединяет возможности реализации ресурсного потенциала учреждения профессионального образования с последовательными управленческими воздействиями, направленными на достижение необходимых темпов экономического роста, приведение в равновесное состояние спроса и предложения на образовательные услуги.Актуальность решения поставленных в диссертационном исследовании проблем возрастает в условиях разнозфовневого и многоканального финансирования высших учебных заведений, увеличивающегося уровня конкуренции среди профессиональных участников рынков образовательных услуг, труда специалистов высшего звена, требующих сохранения и последуюшего увеличения темпов роста стоимостных объемов оказания потребителям образовательных услуг, повышения эффективности использования всех видов ресурсов, участвующих в образовательном процессе, при одновременном росте степени регионализации учреждений высшего профессионального образования, координирующей роли региональных органов управления профессиональным образованием, рационализации структуры управления учреждениями профессионального образования, экономического и финансового механизмов функционирования системы образования. Научные проблемы определения и анализа особенностей социальноэкономического развития высшего профессионального образования, связанные со стратегическим менеджментом, использования их в процессе достижения необходимых экономических, финансовых и социальных результатов в перспективном периоде времени, раскрытия сушности и фзкционального назначения стратегического планирования социально-экономического развития учреждения профессионального образования, обладающего общими характеристиками, приезжими управлению как процессу, и отличительными признаками, зависящими от характера стратегических целей, высоким уровнем самостоятельности в принятии административных, научных, учебнометодических решений субъектом управления также ждут своего решения. Актуальность темы диссертационного исследования состоит и в том, что рациональное функционирование механизма стратегического управления развитием высшего профессионального образования предоставляет возможность разноуровневым органам управления учреждениями профессионального образования целенаправленно применять методы и способы обоснования реальности достижения стратегических ориентиров экономической и социальной результативности, создавать и использовать стратегии долгосрочного развития учреждений профессионального образования, разрабатывать системы управления научно-инновационными процессами в образовательной деятельности высших учебных заведений, выбирать основные стратегические направления развития учреждений профессионального образования на основе анализа ретроспективных и сложившихся в текущем периоде тенденций функционирования профессиональных учебных заведений с учетом ресурсных возможностей учебного заведения, использования технологических процедур и правил формирования стратегического плана, предпринимать комплексные меры в целях достижения стратегических ориентиров результативности, использовать инструментарий сбалансированной системы показателей, формулировать и реализовывать стратегии управления социальноэкономическим развитием учреждений высшего профессионального образования. Актуальность темы диссертации, практическая потребность народного хозяйства, региональных экономик в исследованиях по созданию и использованию рационального механизма стратегического управления развитием профессионального образования, позволяющего достигать планируемых экономических и социальных результатов, эффективности использования материально-технических, трудовых, финансовых, информационных ресурсов в условиях влияния негативных факторов внешней и внутренней сред, определили основную цель, задачи, объект и предмет данного исследования. Степень изученности проблемы. Научные проблемы стратегического планирования, ориентации в долгосрочной перспективе на достижение оптимальных экономических результатов и затрат организационно-правовых структур высшего профессионального образования были предметом исследований таких ученых, как Гачко В.А., Егоршин А.П., Ефремов Л.Г., Кураков В.Л., Лукин Г.И., Петров А.Н., Садовничий В.А., Смирнов СБ., Стрекалова Н.Д., Щербина В.М. и др. В то же время в современной экономической литературе недостаточно раскрыты и обоснованы направления рационализации элементного взаимодействия механизма стратегического развития профессионального образования, востребованные в процессе деятельности высших учебных заведений в целях повышения их экономической и социальной результативности в условиях функционирования нестабильной внешней среды. Основная цель днссертацнонной работы состоит в разработке теоретических подходов и методических положений создания рационального механизма стратегического социально-экономического развития высшего профессионального образования. В соответствии с основной целью в диссертационном исследовании поставлены и обоснованы следующие задачн: определить и проанализировать влияние внешних и внутренних факторов и условий на социально-экономическое развитие профессионального образования, составить комплекс мер по противодействию негативным воздействиям макро-, микросред; установить и исследовать особенности стратегического управления развитием высшего профессионального образования в условиях существенных изменений внешней и внутренней сред, приведения в состояние рыночной равновесности спроса и предложения на образовательные услуги; осуществить анализ ретроспективного развития учреждений высшего профессионального образования, по его итогам составить комплекс мер по достижению необходимых экономических и социальных результатов в долгосрочном периоде времени; предложить методические подходы к рационализации взаимодействия элементов механизма стратегического управления развитием высшего профессионального образования; установить и обосновать направления и сформировать комплекс мер различного характера по обеспечению стратегического развития учреждений высшего профессионального образования; разработать методические положения по формированию и реализации стратегии управления социально-экономическим развитием учреждений высшего профессионального образования. Предметом исследования являются теоретические и методические проблемы стратегического управления и планирования перспективного развития учреисдений высшего профессионального образования в субъекте Российской Федерации. Объектом исследования выступают учреждения высшего профессионального образования, экономическая и социальная результативность и эффективность функционирования образовательных процессов в перспективном (средне-, долгосрочном) периоде времени. Методологической основой диссертационной работы, поставленных и решаемых в ней проблем, явились труды российских и зарубежных ученых экономистов в области планирования и прогнозирования развития социально-экономических систем, экономики профессионального образования. Законы Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Федеральная программа развития образования в России, а также постановления, распоряжения и информационные материалы о функционировании систем образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления, о реформировании высшего образования в Российской Федерации, официальные материалы статистических органов о динамике социальных и экономических показателей ретроспективной деятельности учреждений профессионального образования Мурманской области. В диссертации применены такие общенаучные методы исследования, как синтез, системный и сравнительный анализы, логико-вербальные методы экономического моделирования. Научная новизна результатов исследования, выполненного автором, заключается в том, что: сформированы и научно обоснованы теоретические положения о влиянии условий и негативных факторов внешней и внутренней сред на развитие учреждений высшего профессионального образования, требующих от субъектов управления профессиональными учебными заведениями принятия комплекса мер в рамках системы стратегического управления, направленного на нивелирование, нейтрализацию и локализацию негативных воздействий внешней и внутренней сред в неопределенном времени; определены и исследованы особенности стратегического управления развитием высшего профессионального образования, соединяющие возможности эффективного использования ресурсного потенциала высшего учебного заведения с условиями текущего функционирования, перспективного развития с управленческими воздействиями, направленными на достижение необходимых темпов экономического роста; на основе результатов анализа ретроспективного развития учреждений профессионального образования предложены меры по повышению уровня регионализации высших учебных заведений, координируюшей роли органов управления образовательным процессом, совершенствованию структуры управления учреждениями профессиональных учебных заведений, рационализации экономического и финансового механизмов функционирования системы образования; предложены методические подходы к созданию рационального механизма стратегического управления развитием высшего профессионального образования на основе взаимосогласованности реализации стратегий разнозфовневых органов управления профессиональным образованием, целенаправленного использования методов и способов обоснования достижения стратегических ориентиров экономических и социальных результатов профессионального образования в перспективном периоде времени; определены и обоснованы стратегические направления и меры по обеспечению социально-экономического развития учреждений высшего профессионального образования на основе имеющегося ресурсного потенциала, инструментария сбалансированной системы показателей, применения технологии и процедур формирования и реализации стратегического плана развития высших учебных заведений; даны рекомендации по успешной реализации стратегий социально-экономического развития учреждений высшего профессионального образования в рамках системы управления использованием всех видов ресурсов, качеством образовательных услуг на основе контроля распределения ресурсов, оценки и информационно-аналитического обоснования управленческих решений, направленных на эффективное использование ресурсов учреждений высшего профессионального образования. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что предлагаемые в ней теоретические и методические положения имеют направленность на достижение в перспективном периоде времени необходимых экономических и социальных ориентиров результативности и эффективности развития зреждений высшего профессионального образования. Практическое значение имеют полученные результаты в процессе рационализации взаимодействия элементов механизма стратегического управления развитием профессионального образования, а также предложения о реализации стратегий социально-экономического развития учреждений высшего профессионального образования Мурманской области в рамках системы управления использованием имеющихся ресурсов, качеством образовательных услуг. Структура диссертации сформирована таким образом, чтобы в наиболее доступной и рациональной форме отразить актуальные и малоисследованные проблемы по теме диссертации на основе соблюдения логической последовательности изложения материала, установления причинно-следственной взаимосвязи, взаимодействия факторов и элементов исследуемых проблем и объектов. Цели и задачи диссертационной работы определили ее последовательность изложения и объем. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. В первой главе «Теоретические подходы к стратегическому развитию системы профессионального образования» раскрывается и анализируется влияние внешних и внутренних факторов и условия, определяющие необходимость стратегического развития профессионального образования, устанавливаются и исследуются особенности стратегического управления социально-экономическим развитием высшего профессионального образования. Вторая
|