Главная » 2014»Июнь»26 » Скачать Формирование исследовательской направленности студентов педагогических колледжей. Осечкина, Лариса Ивановна бесплатно
01:58
Скачать Формирование исследовательской направленности студентов педагогических колледжей. Осечкина, Лариса Ивановна бесплатно
Формирование исследовательской направленности студентов педагогических колледжей
Диссертация
Автор: Осечкина, Лариса Ивановна
Название: Формирование исследовательской направленности студентов педагогических колледжей
Справка: Осечкина, Лариса Ивановна. Формирование исследовательской направленности студентов педагогических колледжей : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Москва, 2002 174 c. : 61 03-13/288-8
Объем: 174 стр.
Информация: Москва, 2002
Содержание:
Введение
Глава 1 Педагогическая исследовательская деятельность педагога в теории и практике педагогического образования
11 Педагогическая исследовательская деятельность как условие развития личности педагога и его профессиональной направленности
12 Содержание, структура и критерии исследовательской направленности педагога
13Готовность педагога к педагогической исследовательской деятельности и уровни ее проявления
14 Состояние исследовательской направленности личности выпускников педколледжей
Резюме
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию направленности студентов педколледжа к педагогической исследовательской деятельности
21 Психолого-педагогические условия формирования исследовательской направленности
22 Формирование опыта педагогической исследовательской деятельности студентов
23 Динамика готовности студентов педколледжа к исследовательской деятельности за время обучения
Резюме
Введение:
Постоянное развитие системы педагогического образования предполагает изменение его содержания и технологии подготовки педагогических кадров, придание всему процессу становления личности специалиста в педагогическом колледже творческой направленности, усиление в нем индивидуально-творческого начала. Увеличивается социальная ценность формирования исследовательской направленности личности, развития интересов, способностей приобретать научные знания, творчески применять их на практике.
Определяя научные требования к профессиональной педагогической подготовке, А.И.Щербаков особо выделяет исследовательскую функцию педагога, подчеркивает мысль о том, что научно исследовательский подход в работе педагога является основой его педагогического творчества. Поэтому задачей педколледжа является не подготовка исследователя вообще, а подготовка педагога, умеющего организовывать исследование. В.А.Сластенин творчество педагога рассматривает в поиске новых решений педагогических задач. Учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе требует исследовательского подхода со стороны учителя. Ему постоянно приходится решать неисчислимое множество типовых и оригинальных педагогических задач. Он так же как исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими приемами эвристического поиска:
• анализ педагогической ситуации (диагноз);
• проектирование результата в сопоставлении с исходными данными (прогноз);
• анализ имеющихся средств, пригодных для проверки и достижения искомого результата;
• конструирование и реализация учебно-воспитательного процесса;
• оценка полученных данных;
• формулирование новых задач.
В.Н.Загвязинский отмечает, что в педагогической деятельности весьма сильны и существенны исследовательские элементы.
Следовательно, педагогический процесс в педколледже должен быть ориентирован на обучение студентов эвристическим, исследовательским процедурам, мотивации, исследовательской направленности личности.
Исследовательская направленность складывается на основе признания ценности получаемых знаний для достижения жизненных целей и осуществления планов профессионального становления. А.Н.Леонтьев отмечает, что конкретно-психологический сознательный смысл поведения человека рождается на основе понимания им цели действия и результата, отношения мотива деятельности к непосредственной цели действия. Познавательный интерес к предметному содержанию учебного процесса к процессу познания влияет на эффективность усвоения знаний, на стимулирование активности. Возникновение познавательного интереса является прямым результатом учебной деятельности, но может оказаться и неустойчивым, быть утраченным, если не применять исследовательский подход в организации учебной деятельности студентов, не создавать условий для развития активности обучающихся в образовательном процессе и формирования социальной и познавательной мотивации к обучению.
Личностная оценка профессиональных знаний, приобретаемых студентами в процессе обучения, должна опираться на мотивацию достижения результата, мотивацию долга, отношения к результату и цели. Важным моментом является учет различных типов мотивации и их органической слитности, внутренней зависимости друг от друга, учитывать взаимопереходы и интеграцию в мотивационные новообразования, служащие стимулом для активизации учебной и профессиональной деятельности, регуляции эмоциональной активности. Последняя проявляется в стремлении студентов отыскивать новые пути познания и самостоятельно решать возникающие учебные проблемы.
Побуждение студентов к исследовательской деятельности должно происходить естественным путем, в процессе приобретения ими новых знаний, развития профессионального мышления.
Важно найти ответ на вопрос о том, как следует управлять учебным процессом, чтобы создать мотивированную учебно-профессиональную деятельность, как обеспечить эмоциональную саморегуляцию и осмысленное стремление к процессу познания. Достаточно эффективной технологией обучения, дающей результат в этом направлении, является проблемное обучение, предполагающее последовательное погружение студента в систему проблемных ситуаций.
Таким образом, важным направлением в работе педколледжа по активизации учебной деятельности студента является проблемное обучение. Этой проблеме много внимания уделено в исследованиях Т.В.Кудрявцевой, А.М.Матюшкина, М.И.Махмутова, И.Я.Лернера, М.М.Левиной, А.И.Зильберштейна, Г.С.Сухобской и др. Проблемное обучение способствует развитию стремления к решению и формулировке новых задач, формированию положительной мотивации к исследовательской деятельности. Принципиально важным условием для формирования исследовательских умений и культурного потенциала профессионала-педагога играет системность педагогического воздействия, постоянство в стимулировании активных форм познавательной деятельности студентов в области профессиональныХзадач.
Однако в педколледжах нет единой системы требований и критериев оценки уровня готовности будущего педагога к педагогической исследовательской деятельности. Педагогический процесс не всегда ориентирован на обучение студентов эвристическим, исследовательским процедурам, на формирование интеллектуальных качеств личности. Студенты не умеют критически и адекватно оценивать свою подготовленность к педагогической деятельности и поэтому не могут преодолеть затруднения, возникающие в ходе педагогической работы, не достаточно владеют исследовательскими процедурами, прогнозированием, моделированием и т.д.
Кроме того, практика показывает, что, получив в колледже необходимые знания, студенты зачастую не умеют применить их в своей профессиональной деятельности, не владеют методами извлечения нового знания как из совокупного опыта, так и из своего собственного. В результате адаптация молодого специалиста к реальным условиям педагогической деятельности затягивается. Поэтому одной из главных задач колледжа является формирование собственного опыта деятельности.
Формирование исследовательской направленности требует превращения студента из объекта обучения и воспитания в активного субъекта самообразования и самовоспитания.
Способность личности к саморазвитию - это ее направленность «на себя» как результат критического отношения к себе. Студент, должен научиться самостоятельному приобретению знаний в результате усвоения общечеловеческого опыта, критической оценки своей деятельности. Только тогда, когда личность начинает сознательно творить себя, достраивать не достающие ей элементы, она становится субъектом социального творчества. Вчерашний школьник приходит в колледж не только с полученными в школе знаниями и умениями, но и с некоторыми индивидуальным жизненным опытом (А.Н.Леонтьев.).
Поэтому в колледже должны быть созданы условия формирования опыта исследовательской деятельности в избранной профессионально-педагогической сфере. Возможность обучения такой деятельности предполагает наличие специальных условий.
Несмотря на существующую потребность в формировании исследовательской направленности у студентов педколледжа, эта проблема не нашла достаточного отражения в педагогической науке, что снижает качество их профессиональной подготовки.
Таким образом, констатируя противоречие между объективной
• потребностью в формировании исследовательской направленности в процессе профессиональной подготовки педагога и наличным уровнем научных знаний о сущности данного процесса, была сформулирована проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия, реализация которых будет способствовать формированию исследовательской направленности студентов
• педколледжа.
Решение данной проблемы составило цель исследования.
В качестве объекта исследования выступает процесс профессиональной подготовки учителя в педколледже, а его предметом - процесс формирования исследовательской направленности личности студентов педколледжа.
В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1.Раскрыть сущность, содержание, структуру и критерии исследовательской направленности личности выпускников педколледжа.
2.Определить и экспериментально обосновать псиолого-педагогические условия формирования исследовательской направленности личности будущего педагога.
3.Опираясь на полученные результаты разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию исследовательской направленности студентов педколледжа.
Гипотеза исследования определяла, что процесс формирования готовности студентов педколледжа к педагогической исследовательской деятельности
• может быть существенно улучшен, если используются:
• личностно-ориентированный подход в профессиональной подготовке педагога;
• развитие мотивационно-ценностного отношения студентов к профессии учителя и его педагогической исследовательской деятельности;
• поэтапное овладение операциональными знаниями, умениями
• педагогической исследовательской деятельности и опытом их воплощения в учебно-профессиональной деятельности;
• проблематизация обучения и решение задач, моделирующих реальную педагогическую деятельность педагога;
• развитие рефлексивной позиции преподавателей и студентов в совместной
• педагогической исследовательской деятельности.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: диалектическая теория о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений; принципы объективности, конкретности истины, единства исторического и логического, теории и практики; метод восхождения от абстрактного к конкретному; современные философские, социологические, психологические и педагогические концепции, раскрывающие многоаспектную природу культуры общества как социального феномена и культуры личности как психолого-педагогического явления, образования как педагогического процесса трансляции культуры и развития личности; интегративно-культурологический подход, синтезирующий философский, культурологический, психологический и педагогический аспекты объекта исследования.
В концептуальном плане исследование опирается на закономерности подготовки будущих педагогов (О.А.Абдулина, В.И.Загвязинский, И.Ф.Исаев, Н.В.Кузьмина, Л.С.Подымова, В.А.Сластенин и др.), теорию формирования мотивации и способов профессионально-творческой деятельности
• (В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин и др.), гносеологические проблемы логики и методологии организации исследований (В.И.Журавлев, В.И.Загвязинский, С.И.Архангельский, В.В.Краевский и др.)
Для проверки гипотезы и решения указанных выше задач применялись следующие методы:
Метод теоретического анализа и синтеза работ отечественных и зарубежных педагогов, психологов, философов по проблеме исследования, что позволило сравнивать различные точки зрения на изучаемую проблему, выявить положения, ставшие основой условий формирования исследовательской направленности, ее этапов. Эмпирические методы (беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности), обеспечивающие возможность получения количественных данных и признаков проявления исследовательских умений в профессиональной деятельности, степени готовности к ее осуществлению при решении педагогически/ задач. Метод моделирования использовался для построения концептуальной модели исследовательской направленности на основе выделенных содержательных представлений о ней. Педагогический эксперимент, позволивший определить эффективность предложенной нами системы.
Опытно-экспериментальной работой охвачено 600 студентов и 64 педагогов педколледжа №12. г. Москвы.
Организация исследования осуществлялась в несколько этапов.
I этап (1996-1997) включал анализ проблемы, изучение ее практического состояния в теории и практике работы педколледжа, определение цели, задач, гипотезы исследования
II этап (1997-1999) предусматривал определение содержания, структуры и критериев исследовательской направленности педагога; выявление уровней готовности будущего учителя (студента) к последующей педагогической деятельности; выявление условий, способствующих формированию высокого уровня направленности педагогической исследовательской деятельности.
III этап (1999-2000) охватывал опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанных теоретических конструкций, анализ полученных данных, их обобщение, формирование выводов по результатам исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
• исследовательская направленность личности педагога является частью профессиональной подготовки, характеризует ее глубоко мотивированную целеустремленность, научную ориентацию саморазвития и выступает в единстве мотивационно-смыслового, когнитивного, эмоционально-волевого, операционально-технологического компонентов;
• процесс формирования индивидуального опыта исследовательской деятельности обеспечивается взаимосвязано теоретической, практической подготовки студентов и педагогической практикой (в ДОУ, школе, лицее, психологическом центре);
• В формировании исследовательской направленности будущего педагога, необходимыми и достаточными выступают следующие условия: формирование мотивации и вовлечение студентов в процессы самопознания, самонаблюдения, само- и взаимооценки; создание собственной программы самосовершенствования ; конкретизация и поэтапное формирование исследовательских умений использовать педагогическую науку для совершенствования практической деятельности; включение в учебный процесс факультативов, способствующих развитию общеучебных и исследовательских умений; организация проблемного обучения; создание СНО; организация научно-практических конференций для педагогов и студентов с целью научного делового сотрудничества.
Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение:
• выявлена педагогическая сущность и раскрыта структура компонентов «исследовательской направленности»;
• определены этапы ее формирования в профессиональной подготовке студентов педколледжа;
• обоснована система методов, обеспечивающая формирование опыта исследовательской деятельности и разработаны критерии оценки ее поэтапной сформированности;
• конкретизировано содержание педагогической практики, позволяющее решать актуализировать исследовательский потенциал студентов;
• выявлены психолого-педагогические условия: диагностическо-рефлексивные, содержательные, рефлексивно-сотворческие, дидактические.
Практическая значимость исследования. Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы используются для формирования исследовательской направленности у студентов педколледжа, ее самораскрытия, самосовершенствования, приобретения опыта исследовательской деятельности.
Достоверность и надежность научных результатов обеспечены обоснованностью исходных методологических позиций исследования, разнообразием исследовательских процедур, адекватностью методов решения поставленным задачам, длительным характером исследования и проверкой его результатов на различных этапах экспериментальной работы, сочетанием количественного и качественного анализа, репрезентативной выборкой, успешным внедрением результатов исследования в практику педколледжа №12 г.Москвы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на педагогических советах педколледжа №12 г.Москвы («Обеспечение единства подходов оценки деятельности студентов на базе интегративных технологий, предусматривающих максимальную самостоятельность в процессе профессиональной подготовки»; «Взаимодействие преподавателей по организации и руководству учебно-исследовательской деятельностью студентов как условие повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов и др.»), на заседания научно-методического совета колледжа («Утверждение критериев и признаков, характеризующих исследовательскую деятельность»; «Сопоставительный анализ динамики формирования профессиональной мотивации за 3 года»; «Сопоставительный анализ динамики формирования исследовательской направленности по этапам развития индивидуального опыта исследовательской деятельности» и др.). Материалы исследования опубликованы в статьях и методических рекомендациях, обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях: «Организация и руководство самостоятельной работой студентов /Москва, 1994/, «Исследовательская направленность личности как необходимый компонент профессиональной подготовки педагога /Научно-практическая конференция: «Дошкольное и начальное образование в Москве: прошлое, настоящее, будущее». Москва 1998/, «Условия формирования исследовательской направленности у студентов педколледжа» /Городская научно-практическая конференция: «Среднее педагогическое образование столицы на рубеже веков: опыт, достижения, перспективы» Москва 200г./, «Методы и приемы обучения студентов исследовательской деятельности в процессе профессиональной подготовки студентов в педколледже» /Сборник научных работ преподавателей педагогических колледжей г.Москвы. Москва 2000г./. Требования к курсовым работам по педагогике: методические рекомендации для студентов - Орехово-Зуевский педагогический институт, 1998. - 20с. Основные идеи исследования внедрены в образовательный процесс педколледжа № 12.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.