Феномен "укорененности в бытии": онтологический анализ
Диссертация
Автор: Спиридонов, Юрий Александрович
Название: Феномен "укорененности в бытии": онтологический анализ
Справка: Спиридонов, Юрий Александрович. Феномен "укорененности в бытии": онтологический анализ : диссертация кандидата философских наук : 09.00.01 Саратов, 2004 152 c. : 61 04-9/692
Объем: 152 стр.
Информация: Саратов, 2004
Содержание:
Глава
I Проблематика «укорененности в бытии» в контексте онтологического исследования §
1 Онтология человека: от классических теорий к экзистенциальной аналитике Dasein §
2 «Собственное» и «несобственное» как определяющие модусы человеческого существования
Глава
II «Укорененность в бытии» как характеристика человеческого существования
§1 «Укорененность в бытии» в свете проблематики «собственного» характера бытия
§2 Экзистенциальные структуры «Человека Неукорененного»
Заключение
Библиография
Введение:
Актуальность темы исследования. Конец XX века ознаменовался для человечества MontHbiM потоком различных трансформаций, затрагивающих все сферы человеческой жизнедеятельности, который привел к коренной ломке ценностей и стратегий развития складывающейся веками западной цивилизации, внес радикальные изменения в систему мировоззренческих установок современного человека. Переоценка общественных ценностей, затрагивающая функциональные основы понимания бытия человека в мире, формирование жизненного пространства нового типа, для которого характерно внедрение неизвестных ранее знаковых и символических структур, нарастание экологического и экзистенциального риска, заключает в себе необходимость дальнейшего осмысления фундаментальных оснований бытия человека. В этих условиях с новой остротой встает вопрос об онтологическом положении человека в стремительно меняющемся, неустойчивом и неоднородном мире. На фоне стремительного развития естественных наук и техники, в условиях кризиса в гуманитарных современной человека наук недостаточная проблемы теоретическая онтологических фактором при проработанность оснований бытия философии становится сдерживающим исследовании его существования в пространстве новой реальности. Ввиду этого требуется деструктивный подход в оценке классических онтологических концепций и осмысление на этой основе фундаментальных оснований человеческого бытия, которые бы на сущностном уровне давали возможность осмыслить все многообразие и неоднозначность взаимоотношений бытия человека и окружающей его реальности. По мнению многих мыслителей, онтологическое состояние современного человека следует расценивать как кризисное. Более того, одной из основных причин такого состояния онтологии можно считать впервые осмысленный феномен в фундаментальной Мартина Хайдеггера забвения сущностной соотнесенности человеческой субъективности и бытия или, говоря В терминах его онтологической концепции, потеря «укорененности в бытии»\ Философское осмысление этой проблематики, сущностной для человека и ставящей вопрос об онтологических основаниях его бытия, обеспечивает возможность адекватного понимания онтологического статуса современного человека и является актуальным для онтологического исследования. Степень разработанности проблемы. Осмысление онтологического положения человека в аспекте его «укорененности в бытии», в его сущностной отнесенности к истине бытия, было намечено в фундаментальной онтологии Хайдеггера, но до сих пор остается неразработанной областью онтологического исследования как в зарубежной, так и в отечественной философской литературе. Несмотря на традиционный интерес западноевропейской философии к вопросам, касающимся человека, понимание собственно онтологических оснований человеческого бытия долгое время находилось под влиянием картезианской метафизики. Именно Декарт стал тем мыслителем, который оказал определяющее влияние на данную проблематику и поставил в тесную взаимозависимость онтологию и антропологическую рефлексию: свою метафизическую теорию Декарт начинает строить с поиска оснований достоверности сущего и этой основой оказывается акт человеческого мышления cogito. Соответственно этому строится дуалистическая онтология, которая выстраивает иерархию достоверного, в результате противопоставляя субъект и объект как независимые сущности. Анализ подобного построения показывает явную недостаточность простой гносеологизации человеческой сущности, игнорирование ее связи с бытием. Картезианское понимание проблем, связанных с фундаментальными основаниями человеческого бытия, имеющее место в различных толкованиях и интерпретациях во многих философских концепциях, подверглось детальному критическому анализу в онтологии М. Хайдеггера, который обратился к См.: Хайдеггер М. Отрешенность// Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа, 1991 См. прежде всего: Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997; Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. СПб.: ВРФШ, 2002; Хайдеггер М. Европейский нигилизм// Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993 и др.вопросу о первичной и фундаментальной соотнесенности сущности человека с бытием. PIMCHHO Хайдеггер на основе такого рассмотрения сущности человека впервые обратил внимание на бытие человека в его повседневности как на своеобразное кризисное состояние, характеризующееся забвением человеком своей сущности и связи с бытием. Рассматривая философии поставленную проблему, мы в самом обнаруживаем те принципы, содержании дают Хайдеггера которые возможность адекватной интерпретации проблематики «укорененности в бытии» человеческого сущего. В то же время следует иметь в виду, что эта проблема в ее целостности самим Хайдеггером нигде не рассматривается, что представляет определенную сложность для корректного осмысления феномена «укорененности в бытии» и рассмотрения его экзистенциальной наполненности. Поэтому в качестве методологической и онтологической основы для осмысления поднимаемых идеей «укорененности в бытии» вопросов должна выступать не только традиция толкования и интерпретации положений фундаментальной онтологии и онтогерменевтики М. Хайдеггера, но и проблемное поле онтологии, сформированное различными представителями ряда неклассических философских течений, общим для которых является критика классической метафизической парадигмы вообще и конкретных онтологических представлений в частности. Одним из таких направлений онтологического анализа субъективности, находящимся вне рамок, заданных классическим метафизическим рационализмом, является экзистенциалистская мысль в лице, прежде всего, Ж.П. Сартра, К. Ясперса, А. Камю и других. Основным направлением осмысления человеческого существования в экзистенциализме становится анализ именно конкретных проявлений субъективности, характеризуемой во всей полноте ее эмоциональности. На первый план в экзистенциалистской мысли выходит рассмотрение таких феноменов человеческой жизни как страх, ужас, совесть, тошнота и так далее, которые получают трактовку конститутивных
|