Подборка материаловПонедельник, 07.07.2025, 06:50

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта

Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 24 » Скачать Феномен социальной ответственности личности бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: Jordon
Пароль: Jordon
Скачать файл.
21:20
Скачать Феномен социальной ответственности личности бесплатно

Тема: Феномен социальной ответственности личности

Тип:  Диплом

Предмет: Менеджмент

Объем: 60 стр.

Год:  2006


  • Оглавление

  • Введение 3
    1. Феномен социальной ответственности личности 7
    1.1. Ответственность личности как предмет социальной работы 7
    1.2. Дефицит социальной ответственности развивающейся личности 14
    1.3. Методы абилитации социальной ответственности в практике социальной работы 23
    2. Исследование уровня сформированности социальной ответственности у подростков 30
    2.1. Социальная ситуация развития ответственности в подростковом возрасте 30
    2.2. Организация и методы исследования 35
    3.3. Анализ и интерпретация результатов 41
    2.4. Возможные пути коррекции дефицита социальной ответственности 48
    Заключение 55
    Список литературы 59
  • Введение

  • В условиях реформирования российского общества перспективы развития личности приобретают особое значение. От этого
    зависит, каким путем пойдет Россия, какую готовит она себе будущность и какая при этом роль будет отведена личности.
    Острота данной проблематики обусловлена еще и тем, что наряду с фактически состоявшейся деидеологизацией сначала
    советского, позже и российского общества в нем (обществе) стали нарастать и проявляться симптомы нравственной, духовной деградации,
    дегуманизации важнейших сторон жизни. Граждане вчера еще великой сверхдержавы, держащей курс на коммунистическую перспективу,
    вдруг сразу потеряли четкие ориентиры относительно того, какое же общество они создают сейчас, во имя чего терпят тяготы переходного
    периода, ради какой высшей цели?
    В условиях объявленной деидеологизации российского общества происходит духовная деградация россиян. Российская молодежь
    оказалась совершенно беззащитной перед натиском западной идеологии и массовой культуры. Социологические исследования,
    проводившиеся в молодежной среде россиян, показывают, что деидеологизация российского общества приводит к формированию молодых
    людей без мировоззрения, но, как известно, индивид, лишенный мировоззрения, превращается в животное в облике человеческом. Для таких
    индивидов нет ничего святого, нет, как говорится, за душой никаких высших духовных и, прежде всего, нравственных ценностей, которые бы
    возвеличили человека, формировали его человеческое достоинство, веру в подлинно человеческое, гуманистическое будущее человечества.
    На смену духовным, истинно человеческим ценностям россиян пришли материальные, предполагающие только материальное
    обогащение и плотские наслаждения. Причем, достижение этого обогащения и наслаждения допускается любыми средствами, имеющими, в
    основном, аморальный характер.
    Объявленная безграничная свобода личности трансформировалась во вседозволенность. «Если бога нет, то все дозволено», - это
    крылатое выражение Ф.М. Достоевского в полной мере можно перефразировать, как «если есть полная свобода, то все дозволено».
    Абсолютизация индивидуальной свободы уже привела к гипериндивидуализму. Гипериндивидуалисты, как отмечает американский
    моралист А. Этциони, «признают лишь независимость личности и решительно отвергают концепцию социальной ответственности. Их
    интересуют права и не интересуют обязанности; их интересуют привилегии, а не такие вещи, как служба обществу, отчисления и налоги.
    Они, безусловно, отвергают любые указания на то, какими им следует быть: прежде всего, если таковые исходят со стороны
    правительства… Молодежная культура проповедует рискованное, иррациональное поведение. Люди даже не осознают, насколько они
    опутаны узами социального характера. Другими словами, выбор, который делает каждый отдельный человек, не может быть свободен от
    культурных и социальных факторов». Переход от второго к третьему тысячелетию христианской истории человечества совпал со сменой
    исторических эпох глобального характера, связанных с переходом от одного типа цивилизации (техногенной) к совершенно иной,
    подлинно человеческой (антропогенной) цивилизации глобального гуманизма. Все переходные эпохи истории человечества были связаны
    с различными социальными кризисами и катаклизмами. Современная смена типов цивилизаций сопровождается целой чередой кризисов
    (экономических, финансовых, политических, духовных, связанных, прежде всего, с нравственной деградацией индивидов, и особенно
    молодежи, в условиях одностороннего развития технического прогресса общества), обусловленных качественным переходом от
    предыстории человечества к подлинной, истинно человеческой цивилизации, в которой будет раскрываться творческая сущность человека.
    Как известно, в первые годы перестройки и начале демократических преобразований в общественном мнении доминировала
    устойчивая ориентация на то, что отказ от административно-командных методов управления и предоставление большей свободы в
    принятии управленческих решений на различных уровнях управления, отказ от декларируемой коллегиальной ответственности усилит
    тенденцию повышения личной, персональной ответственности, что и обусловит укрепление порядка в стране. Однако, как
    свидетельствует социальная практика, этого не произошло.
    Процессы социально-экономического реформирования, охватившие все сферы жизнедеятельности населения России, в
    значительной степени изменяют медико-социальную ситуацию.
    Предельная динамичность, высокая степень сложности, малая предсказуемость сегодняшней российской действительности делает
    задачу освоения культурного и социального пространства, встающую перед каждым молодым человеком, особенно сложной. Наложение же
    общецивилизационных сдвигов на специфически российские трудности последних лет делает молодежную проблематику вдвойне острой.
    Именно молодежь, обладая наименьшей социальной и психологической защищенностью, испытывает повышенное давление общественных
    проблем.
    Поведение личности — это наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе
    затрагивающие интересы других людей, коллективов, групп, всего общества.
    Человеческое поведение приобретает социальный смысл, становится личностным, когда оно непосредственно или опосредованно
    включено в общение с другими людьми, находится в связи с их действиями, поступками, их последовательностью или когда оно направлено
    на определенные социальные объекты (например, организации, фирмы, общности). При этом речь идет об осмысленном поведении, о
    реализации в действиях и поступках таких связей и взаимоотношений, в которых субъект поведения участвует как разумное существо,
    относящееся к своим действиям достаточно осознанно.
    Так как поведение личности затрагивает интересы других людей, организаций, коллективов, общества в целом, оно подлежит
    политической, нравственной, экономической и правовой оценке, если соответствующие действия нормируются законом.
    Цель данной работы – выявить возможности абилитации в работе с дефицитом социальной ответственности.
    Задачи:
    проанализировать теоретическую литературу по проблеме социальной ответственности;
    рассмотреть ответственность личности как предмет социальной работы;
    выявить дефицит социальной ответственности развивающейся личности;
    рассмотреть методы абилитации социальной ответственности в практике социальной работы.
  • Заключение

  • Психологической основой системы личностных смыслов личности является многообразная структура потребностей, мотивов,
    интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, определяющей уровни функционирование самой системы и обуславливающей
    процессы личностного развития.
    Функционирование личностных смыслов на различных уровнях системы, формирует центральную позицию личности, оказывает
    влияние на ее направленность и содержание социальной активности. Система личностных смыслов, как психологический орган личности,
    определяет общий подход человека к окружающему миру и самому себе, задает направление его деятельности, определяет его поведение и
    поступки. Человек стремиться обрести смысл и ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остается
    нереализованным.
    Формирование и развитие системы личностных смыслов подчиняется определенным закономерностям и носит фазовый характер.
    На различных жизненных этапах эти процессы осуществляются посредством механизмов интериоризации, идентификации и
    интернализации. На ранних стадиях развития основными механизмами являются интериоризация внешних условий действительности, в
    детстве и подростковом возрасте смыслы в большей степени становятся элементом субъективной реальности при помощи идентификации
    со значимыми людьми. Начиная с юношеского возраста, система личностных смыслов развивается и функционирует в основном
    посредством интернализации, т.е. порождение новых смысловых структур происходит на базе уже осмысленного и сознательно принятого
    опыта. В ходе прохождения определенной стадии возрастного и личностного развития смыслы нижнего порядка генерализуются и
    определяют структуру смыслов более высокого уровня. Данный процесс осуществляется посредством переживания смыслов прошлого
    настоящего и будущего, выражающегося в актуальном смысловом состоянии.
    Таким образом, актуальное смысловое состояние является механизмом синхронизации временных локусов и генерализации
    смыслов нижних уровней в более сложную структуру. Высшим уровнем генерализации является уровень смысложизненных ориентаций,
    функция которого заключается в интеграции и дифференциации смыслов нижеположенных уровней: биологически обусловленных,
    ситуативных, личностных. В зависимости от локализации смысла определяется тип актуального смыслового состояния, который
    выражается в стратегии решения жизненных задач. Способностью индивида анализировать и обобщать актуальные смыслы (т.е. значения
    прошлого и настоящего) и формировать жизненные цели (т.е. проектировать будущее) является показателем целостности его Я-концепции.
    В подростковом возрасте познавательный интерес начинает отличаться качественно новой особенностью, а именно: он часто
    приобретает личностный характер. В подростковом возрасте интерес часто получает стойкий, постоянный характер. Он уже не связан
    непосредственно с ситуацией и, как правило, ею и не порождается. Такой интерес возникает постепенно, по мере накопления знаний и
    опирается на внутреннюю логику этого знания. Поэтому личностный интерес активен и, можно сказать, неисчерпаем. Напротив, чем больше
    узнает школьник об интересующем его предмете, тем больший интерес к этому предмету у него возникает.
    Формирование такого рода относительно стойких личностных интересов создает особый облик подростков: они живо откликаются
    на новые открытия, изобретения, широко интересуются техникой, начинают посещать различные учебные кружки, читать научно-
    популярную, техническую литературу, начинают сами производить какие-то опыты, мастерить модели, собирать и разбирать
    радиоприемники и т. п.
    При этом следует подчеркнуть, что такого рода интерес необходим при усвоении учебных предметов и что его отсутствие
    приводит к неполноценному усвоению знаний и к неправильному формированию личности подростка.
    Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным
    поступкам приводит к формированию нравственных идеалов, воплощенных в духовном облике человека. Нравственно-психологический
    идеал у подростка — это не только объективная этическая категория, это эмоционально окрашенный, внутренне принятый подростком
    образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей.
    Воспринятый или созданный ребенком идеал человека, которому он хочет подражать и черты которого стремится в себе
    воспитать, означает вместе с тем и наличие у него постоянно действующего нравственного мотива, что является важнейшим условием
    формирования моральной устойчивости личности подростка.
    Наблюдения и психологический анализ воспитательного процесса показывают, что возникновение у подростка положительных
    нравственных идеалов является необходимым, а может быть, даже и решающим условием воспитания вообще. И наоборот, возникновение
    у детей чуждых идеалов создает серьезные препятствия воспитанию, так как в этих случаях требования взрослых не будут
    приниматься подростками, поскольку они расходятся с его собственными требованиями к себе, основанными на имеющемся у него
    идеале.
    Формирование самосознания происходит на основе анализа и оценки подростком объективных особенностей своего поведения и
    деятельности, в которых раскрываются качества его личности. Формирование самосознания подростка, как показывают данные
    многочисленных исследований, заключается в том, что он постепенно начинает выделять те или иные качества из отдельных видов
    деятельности и поступков, обобщать их и осмысливать сначала как особенности своего поведения, а затем и как относительно
    устойчивые качества своей личности. Для того чтобы мог осуществиться весь сложный процесс самосознания, необходимо, чтобы ребенок
    достиг того уровня жизненного опыта и психического развития, при котором становятся возможными познание и оценка такой сложной
    деятельности, какой является нравственно-психологический облик человека.
  • Список литературы

  • Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 368с.
    Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. - 1984. - т.5. - № 5. -
    С. 63-70.
    Ананьев Б.Г. Избранные труды: В 2-х т. – Т.1. - М., 2001. - 232с.
    Асеев В.Г. Возрастная психология. - Иркутск, 1989. - 195с.
    Бадалян Л.О. Невропатология. - М.: Просвещение, 1987. – 317с.
    Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО, 2002. – 1008с.
    Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х. т. – Т.2: Пер. с франц. - М., 1992. - 376с.
    Гуслякова Л. Г., Холостова Е. И. Основы теории социальной работы. – М., 1997. – 296с.
    Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – Саратов: Изд-во Саратовского института, 1999. – 110с.
    Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального
    развития человека // К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. - М., 1992. - С. 3-12.
    Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - С. 5-14.
    Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Просвещение, 1978.
    Кон И.С. Социология личности. - М., 1967. - 383 с.
    Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. - М., 2000. - 685с.
    Малисова И.Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентаций личности // Психологический журнал - 1994. - т.
    14. - № 4. - С. 94-102
    Малых В. Н. Социальная работа: теоретические вопросы и профилактические аспекты. – М., 2000. – 328с.
    Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.
    Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - M., 1982. - С. 182-186.
    Немов Р.С. Психология: В 3-х т. – Т.2. - М., 2004. - 496с.
    Немов Р.С. Психология: В 3-х т. – Т.3. - М., 2004. – 631с.
    Основы социальной работы. / Отв. ред. П. Д. Павленок. – М., 1999. – 368с.
    Особый ребенок: исследования и опыт помощи. / Под ред. О.А.Герасименко, Р.П. Дименштейн. – М., 2000. – 121с.
    Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития (в логике культурно-исторической теории Л.С. Выготского). //
    Автореф. диссерт. на соиск. ученой степ. доктора психол. наук. - М., 1999.
    Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., - М., 1990. – 494с.
    Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000.
    Радзиховский Л.А. Воспитание социальной ответственности подростков. // Сб. Психологические условия формирования социальной
    ответственности школьников. / Под ред. Гинзбурга М.Р., Радзиховского Л.А. - М., 1987.
    Романова И.А. Психология и педагогика. - М.: Экзамен, 2005.
    Рыбалко Е.А. Становление личности // Социальная психология личности. - Л., 1974. - С. 20-31.
    Сапогова И.А. Особенности формирования ценностных ориентаций у старшеклассников // Педагогика развития и перемены в Российском
    образовании: Материалы научно-практической конференции - Красноярск, 2005. - С. 147-148.
    Синцова Л.К. Социализация и адаптация // Социальная адаптация и вопросы нравственного воспитания личности. – Барнаул: БПИ, 1984. –
    С.24-28.
    Словарь–справочник по социальной работе. / Под ред. Е. И. Холостовой – М., 2000. – 228с.
    Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф.Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 400с.
    Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы общественно полезной деятельности как условия формирования личности подростка //
    Вопросы психологии. - 1976. - № 4. - С. 26-34.
    Формирование личности старшеклассника. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1989. - 168с.
    Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М., 1995. - 288с.
    Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное
    пособие для студентов. / Сост. Л.М. Семенюк, Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1994. - С. 169-175.
    Этциони А. Новое золотое правило. Сообщество и нравственность в демократическом обществе. // Новая постиндустриальная волна на
    Западе. Антология. - М, 1999. – 564с.
    Просмотров: 186 | Добавил: Jordon38 | Рейтинг: 0.0/0
    Поиск

    Календарь
    «  Октябрь 2013  »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031

    Архив записей

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz