Читательская деятельность как способ развития самопонимания
Диссертация
Автор: Тучина, Оксана Роальдовна
Название: Читательская деятельность как способ развития самопонимания
Справка: Тучина, Оксана Роальдовна. Читательская деятельность как способ развития самопонимания : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.01 Краснодар, 2005 163 c. : 61 05-19/523
Объем: 163 стр.
Информация: Краснодар, 2005
Содержание:
Введение
Глава 1 Феномен самопонимания
11 Исследование феномена самопонимания в зарубежной психологии
12Исследование самопонимания в отечественной психологии
13Самопонимание как процесс и личностная характеристика
14 Внутренний диалог как механизм самопонимания
15 Самопонимание и понимание текста
Глава 2 Художественный текст и самопонимание
21Психологические особенности понимания художественных текстов
22 Читательская деятельность
23Роль художественного текста в самопонимании
Глава 3 Эмпирическое исследование наличия связи особенностей читательской деятельности личности и характеристик самопонимания
31 Программа и процедура эмпирического исследования
32 Интерпретация результатов эмпирического исследования
Введение:
Актуальность проблемы
Значительные изменения, происходящие в современном обществе -разрушение господствующей идеологии, изменение социальной структуры на фоне происходящей в мире информационной революции, - сопровождаются размыванием ценностной структуры общества, утратой чувства общности, ролевыми конфликтами. В данной ситуации особую актуальность приобретает формирование субъектной позиции личности. Называя субъектом человека, рассматриваемого на высшем для него уровне активности, целостности, автономности, А. В. Брушлинский отмечал: «Важнейшее из всех качеств человека - быть субъектом, т. е. творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути» [17, с. 30].
Поскольку любой человек не рождается, а становится субъектом в процессе своей деятельности, общения и других видов активности, то весьма значимым является вопрос о критериях субъектности. Одним из весьма существенных признаков субъектности являются особенности самопознания и самопонимания, обеспечивающие человеку рефлексивные возможности, взгляд на себя со стороны [48]. Субъект - это тот, кто обладает свободой выбора и принимает решения, основываясь на результатах своего самопознания и самопонимания. Если феномен самопознания достаточно давно является объектом научного анализа и эмпирического исследования (В. В. Столин, А. В. Визгина, И. И. Чеснокова) [21; 65; 125; 124; 135], то изучение самопонимания как отдельного психологического феномена началось сравнительно недавно.
В отечественной психологии проблему самопонимания упоминали главным образом в связи с изучением самосознания личности. Самопонимание рассматривается как синоним самосознания (Л. С. Скворцов) [117], самопознания (А. Н. Леонтьев [76], Ю. Б. Гиппенрейтер [28]), функция самосознания (В. В. Столин [124]), как признак определенного уровня самопознания (И. И. Чеснокова [135]).
В психологии развития феномен самопонимания традиционно рассматривался как характеристика самоопределения личности и исследовался в качестве основного новообразования подросткового возраста (Л. С. Выготский [27]; Л. И. Божович [11]). В последнее время наметилась тенденция рассматривать самопонимание как основную характеристику процесса социализации, пронизывающего весь онтогенез ребенка (Б. В. Кайгородов [55; 56; 57; 58], И. А. Монахова [59; 98], И. В. Романова [113], Н. И. Протасова [107]). По мнению Б. В. Кайгородова, самопонимание согласует «Я-концепцию» с реальной действительностью. В процессе самопонимания осуществляется соотношение, взаимодействие и взаимовлияние «Я», «Я-концепции» и «Я-образа». Основная функция самопонимания заключается в постижении подлинности и смысла существования своего «Я» через осознание и понимание «Я-образа» и «Я-концепции».
Изучение самопонимания как самостоятельная научная проблема была поставлена в рамках психологии человеческого бытия. Проблема самопонимания в данном контексте возникла как одно из направлений исследования проблемы понимания. В. В. Знаков отмечает взаимообусловленность понимания человеком окружающего мира и понимания себя. Пытаясь понять объективную реальность, человек познает и понимает свой внутренний мир. С позиций психологии человеческого бытия понимание необходимо человеку, чтобы понять себя, определить свое место в мире, поэтому понимание «является выходом вовне и таким актом самопонимания, который оказывается изменением психической реальности понимающего субъекта» [46, с. 13].
Согласно точке зрения В. В. Знакова, самопознание имеет дело с поиском знаний, накоплением, анализом, категоризацией информации о себе. Самопонимание же относятся скорее к осмыслению этой информации, приданию ей смысла, ее объяснению, рассмотрению возможных причин и следствий. «Понимая мир, человек должен понять себя не как объект, а осознать изнутри, с позиций смысла своего существования» [46, с. 13]. В рамках психологии человеческого бытия поставлен целый ряд вопросов, касающихся феномена самопонимания: различие самопонимания и самопознания личности, место самопонимания в структуре личности, роль самопонимания в регуляции жизнедеятельности субъекта и его социальной адаптации. Решение этих вопросов является одной из актуальных задач современного психологического исследования.
В зарубежной психологии изучение проблемы самопонимания не вызывало большого интереса у исследователей. Сам термин «самопонимание» часто употребляется как синоним понятий «самосознание», «самопознание», «самопрезентация», «самоидентификация» и т. д.
В зарубежных психологических исследованиях можно выделить несколько основных направлений изучения феномена самопонимания. В психологии развития самопонимание рассматривается как когнитивная репрезентация себя. Самопонимание направлено на то, чтобы дифференцировать личность от общества, подчеркнуть ее индивидуальность, неповторимость, непохожесть на других (В. Дэймон и Д. Харт, С. Кук-Грейтор, Кодол) [138; 139; 140]. В работах этого направления основной акцент делается на развитие самопонимания, глубоко проработаны его стадии и возрастные особенности в понимании тех или иных компонентов «Я», поднимается вопрос о внешних детерминантах формирования самопонимания, в частности о роли социального познания в этом процессе, исследуется также связь самопонимания и поведения. Однако практически не рассматриваются роль и место самопонимаиия в структуре личности, не дается детального и проработанного определения самопонимания, а сам термин становится то синонимом самосознания, то приравнивается к самоосознанию, самовосприятию, чувству «Я».
В психологии познания основное место уделяется разработке когнитивной составляющей самопонимания, которое либо выделяется как ступень самопознания, либо приравнивается к нему (3. Заборовский, М. Дымковский, Б. Браун, Я. Козелецкий, К. Седикидес, Дж. Сковронский). В данном направлении основное место уделяется разработке когнитивной составляющей самопонимания. Большое внимание уделяется разработке схем познания и понимания человеком самого себя, причем специфика объекта познания практически не затрагивается. Исследователи, относящиеся к данному направлению, описывают феноменологию самопонимания, почти не затрагивая его основных, базовых характеристик, в первую очередь его роль в придании смысла человеческому опыту, знанию о себе и мире в целом.
В нарративной психологии самопонимание является синонимом самоидентификации личности, ее самоинтерпретации (К. Герген [141]). Психологи-нарративисты анализируют социальную функцию повествования как средство самоидентификации. Самопонимание в нарративной психологии рассматривается как создание «текста» о самом себе, непрерывная самоинтерпретация. Повествование о себе, своем поведении, поступках выделяет в жизненном потоке те или иные обстоятельства, придает им смысл, позволяет оценить их как положительные или отрицательные.
В психотерапии изучение самопонимания имеет практическую направленность, соответственно в рамках данного направления хорошо изучена феноменология самопонимания, а терапевтический процесс рассматривается как поиск самопонимания (3. Фрейд, К. Роджерс, Г.Л. Лэндрет, К. Оллред) [93; 109; 129; 130]. В психоаналитической теории и практике самопонимание пациента достигается в процессе его сотрудничества с терапевтом. Главный способ достижения самопонимания - работа с защитными механизмами клиента. В отличие от психоаналитического подхода, гуманистическая психология подчеркивает не рациональный, а эмоциональный, чувственный и эмпатический характер самопонимания, которое тесно связано с положительной самооценкой и самопринятием личности и дает ей возможность более полно проживать свою жизнь.
Несмотря на то, что в последние годы интерес к проблеме самопонимания усилился, теоретический анализ и эмпирическое исследование феномена самопонимания на сегодняшний день является явно недостаточным. В современной научной литературе, посвященной данной проблеме, не дается детального и проработанного определения феномена самопонимания, не рассматриваются его особенности как процесса, а также не ставится вопрос о механизмах и инструментах самопонимания.
Актуальность нашего научного исследования обусловлена
• важностью теоретического обоснования феномена самопонимания, его рассмотрения как процесса и личностной характеристики;
• необходимостью изучения механизмов и инструментов самопонимания;
• значением самопонимания для личностного роста и развития.
Объект исследования - самопонимание личности в единстве его процессуальных и типологических характеристик.
Предмет исследования - особенности самопонимания личности при ее взаимодействий с художественным текстом.
Цель исследования - проверить предположение о наличии связи особенностей читательской деятельности личности и характеристик самопонимания, установить характер этой связи.
Гипотеза исследования: читательская деятельность может являться одним из способов формирования самопонимания личности, но механизмы этого процесса будут зависеть от уровня мотивации самопонимания. При этом уровень самопонимания будет существенно отличаться у малочитающих и активно читающих испытуемых; а для читателей с разным уровнем мотива самопонимания будут характерны различия в способах и механизмах самопонимания при восприятии художественного текста.
Для достижения цели и проверки гипотез были поставлены следующие задачи.
Теоретические задачи:
1. Теоретически рассмотреть проблему самопонимания и проанализировать различные взгляды на сущность самопонимания.
2. Выделить и обосновать критерии самопонимания как личностной характеристики.
3. Рассмотреть психологический аспект восприятия художественного текста и его влияние на самопонимание читающего субъекта.
Эмпирические задачи:
1. Сформировать выборки испытуемых в соответствии с уровнем активности чтения и уровнем мотива самопонимания при взаимодействии с художественным текстом.
2. Исследовать особенности самопонимания в каждой из выделенных групп и подгрупп испытуемых.
3. Исследовать способы взаимодействия с текстом в выделенных подгруппах испытуемых.
4. Выполнить классификацию эмпирического материала, провести статистическую проверку гипотез исследования, дать интерпретацию полученных результатов.
Теоретическими основами исследования являются представления о человеке как о субъекте своей жизни (С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский), психология человеческого бытия (В. В. Знаков, 3. И. Рябикина), смысловая теория личности (Д. А. Леонтьев), нарративная психология (К. Герген, Т. Сарбин).
Методы исследования. Для реализации поставленных задач в работе были использованы следующие методы: теоретический анализ; эмпирические методы: интервью, опросник по изучению активности чтения, модифицированная методика определения личностных функций чтения Т. В. Вороновой, опросник Куна-Макпартленда, модифицированная методика «граф-схем» Б. В. Кайгородова; методы статистической обработки данных: анализ средних значений, критерий Стьюдента, кластерный анализ (метод К среднего), факторный анализ.
База исследованиях испытуемые в возрасте от 18 до 40 лет разного образовательного уровня и социального положения, всего 157 человек.
Обоснованность и достоверность полученных научных результатов обеспечиваются анализом научных работ по проблемной области (как отечественных, так и зарубежных), выбором схемы эмпирического исследования, адекватной его задачам, отработкой применяемых эмпирических методов в пилотных исследованиях.
Надежность полученных данных обеспечивалась адекватным поставленным задачам планированием эксперимента, использованием принятых в науке методик получения эмпирических данных, общепринятыми методами статистической обработки результатов, сопоставимостью основных данных эмпирического исследования с результатами других авторов.
Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования заключается в следующем:
1. В рамках смысловой теории личности теоретически проработано и дополнено представление о самопонимании как процессе и личностной характеристике как результате этого процесса.
2. Эмпирически установлено, что взаимодействие личности с художественным текстом может являться фактором развития ее самопонимания в зависимости от активности читательской деятельности и уровня мотивации самопонимания.
3. Выявлены различные способы взаимодействия с художественным текстом читателей с разным уровнем мотива самопонимания при восприятии художественного текста, отражающие доминирующие мотивы чтения и стратегии читательской деятельности.
4. Установлены способы и механизмы самопонимания, используемые при восприятии художественного текста читателями с разным уровнем мотива самопонимания, к ним относятся вербализация личностных смыслов читателя через идентификацию с героем произведения и посредством взаимодействия с альтернативной смысловой моделью мира
Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности использовать полученные данные для научно обоснованной разработки программ психологической коррекции личности. В работе предложен метод диагностики уровня и особенностей самопонимания, на основе которого возможна разработка методики повышения уровня самопонимания. Полученные результаты могут использоваться в учебных курсах по психологии личности.
Положения, выносимые на защиту
1. Самопонимание в контексте смысловой теории личности может рассматриваться как процесс осознания субъектом собственных смысловых структур (ценностей, целей, жизненной позиции) и смысловых связей (мотивов поведения в определенной ситуации и стоящих за ними потребностях). Результатом данного процесса является наличие осознанных и вербализованных системы ценностей, жизненных целей, мотивов поведения, а также указание на свои отношения и позицию в системе уникальных связей личности с миром.
2. Уровень самопонимания читающего художественную литературу субъекта имеет связь с активностью читательской деятельности и уровнем мотива самопонимания при взаимодействии с художественным текстом.
3. Способы взаимодействия с художественным текстом существенно отличаются у читателей с низким, высоким и средним уровнем самопонимания. Испытуемые с низким уровнем мотива самопонимания при восприятии текста обычно имеют конкретную цель чтения (познание других людей и отношений между ними, самопознание через идентификацию с героем, эмоционально-компенсаторная цель), в соответствии с которой и выбирают книги, а также стратегию взаимодействия с текстом. У испытуемых со средним уровнем мотива самопонимания взаимодействие с художественным текстом можно рассматривать как процесс актуализации, осознания и построения личностных смыслов. Испытуемые с высоким уровнем мотива самопонимания при взаимодействии с художественным текстом рассматривают не столько собственно сюжетный или художественный аспект произведения, сколько его возможности как инструмента самопонимания.
4. Способы и механизмы самопонимания при восприятии художественного текста отличаются у читателей с разным уровнем мотива самопонимания. Читателям с низким уровнем мотива текст предоставляет канал для осознания и называния его смысловых структур, а механизмом самопонимания является идентификация с героем произведения; для читателей с высоким уровнем мотива это взаимодействие с альтернативной смысловой моделью мира, а основным способом самопонимания является диалог читателя со своим антиподом; для читателей со средним уровнем мотива характерны оба механизма самопонимания
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы докладывались на Всероссийской научно-практической конференции «Содружество», Ярославль, 2001 г., на Всероссийских научных конференциях «Личность и бытие: субъектный подход», Краснодар, 2002, 2003 гг., на Всероссийском научном семинаре «Психологическая поддержка аутентичного бытия личности», Краснодар, 2004г., на Межвузовской научной конференции «Проблемы понимания, языка в современной социокультурной ситуации», Краснодар, 2003 г. Результаты исследования используются в чтении учебных курсов в Кубанском государственном Технологическом университете.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
1. Некоторые проблемы исследования восприятия художественного текста//Материалы научно-практ. конференции «Содружество»/Под ред. А. В. Карпова, Ярославль, 2001. С. 74-78
2. Понимание текста как поиск личностного смысла//Личность и бытие. Мат. 1 Всероссийской научно-практ. конференции// Книга 2: Личность и социальная реальность. Под ред. 3. И. Рябикиной, В. В. Знакова. Краснодар, 2003. С. 175-179.
3. Понимание художественного текста как смыслотворческая деятельность//Проблема понимания языка в современной социокультурной ситуации. Материалы межвузовской научно-практической конференции. Краснодар, 2003. С. 166-170
4. Перспективы исследований художественного восприятия (на материале исследований восприятия литературного текста)//Вестник Института им. Российского, вып. 7, Краснодар, 2003. С. 115-116
5. Некоторые проблемы изучения восприятия текста читателем//Труды КубГУ, т. 17, серия: гуманитарные науки, Краснодар, 2003. С. 182-184
6. Художественный текст как способ коммуникации личностных смыслов и его роль в самопонимании субъектаУ/Социальные коммуникации: вопросы истории, теории и практики, Сб. науч. ст. Ростовн /Д., 2004. С. 16-19
7. Литературно-художественные произведения как фактор формирования личности// Личность и бытие: субъектный подход. Мат. 11
Всероссийской научно-практ. конференции// Под ред. 3. И. Рябикиной, В. В. Знакова. Краснодар, 2004. С. 161-164.
8. Исследование понимания текста в современной отечественной психологии//Синтез. Краснодар, 2004 № 2 (5). С. 46-54.
|